UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эрдоган хочет победить с помощью мощной медиа-машины – Bloomberg

Действующий президент усилил националистическую и консервативную риторику

Реджеп Тайип Эрдоган стремится закрепить победу во втором туре президентских выборов в Турции 28 мая – дольше всего находящийся у власти лидер страны усилил националистическую, консервативную риторику с помощью мощной медиа-машины, пишет Bloomberg.

69-летний Эрдоган бросил вызов социологическим опросам, прогнозировавшим незначительную победу его оппонента, 74-летнего Кемаля Киличдароглу, в первом туре президентских выборов две недели назад. Теперь они встретятся во втором туре выборов в воскресенье, причем преимущество будет на стороне действующего президента после того, как правящий альянс во главе с его Партией справедливости и развития сохранил большинство в парламенте.

Власть президента выглядят непоколебимой, несмотря на худшее за последние десятилетия падение стоимости жизни и обвинение в халатности после катастрофических землетрясений, унесших жизни более 50 тыс. человек в феврале. Он также получил похвалу избирателей за лидерство в обеспечении поставок зерна из Украины и за то, что противостоял союзникам по НАТО, таким как США, по поводу заявки Швеции на членство в Альянсе.

Читайте также: Выборы в Турции: Эрдоган и Киличдароглу сошлись в отчаянной борьбе за голоса

Голосование началось в 8 утра по местному времени, избирательные участки закрываются в 17:00, а первые результаты ожидаются через несколько часов. Оба кандидата призвали турок проголосовать – после того, как они сами проголосовали в воскресенье.

«Я прошу моих граждан поучаствовать в голосовании, не успокаиваясь», – призвал Эрдоган после голосования в Стамбуле.

Люди должны сделать выбор, чтобы «избавиться от угнетения, избавиться от авторитарного правления», – сказал Киличдароглу в Анкаре. – «Мы столкнулись со всеми видами диффамации, со всеми видами клеветы, но я доверяю здравому смыслу людей. Демократия обязательно придет в эту страну.

Читайте также: Выборы в Турции: Эрдогана поддержал бывший конкурент, а Киличдароглу – лидер националистов

Работает медиа-машина Эрдогана

С помощью государственной медиа-машины Эрдоган посеял раскол среди оппозиционного альянса. Правящий лидер Турции удвоил националистическую, религиозную риторику, чтобы мобилизовать своих избирателей и привлечь к себе маргинальных исламистов и правых, одновременно обвиняя оппозицию в неспособности бороться с терроризмом. Он также сыграл на отвращении электората к широким коалициям после краха правительств в 1990-х годах.

Эрдоган оказался более убедительным, чем Киличдароглу, считает Джан Сельчуки, управляющий директор социологической компании Istanbul Economics Research. «Речь идет о доверии, а Эрдогану удалось завоевать доверие, находясь у власти в течение 20 лет», – сказал он.

Лидер Турции установил больший контроль над медиа-ландшафтом, а ведущие телеканалы посвящают эфирное время преимущественно его интервью и митингам. Он также доминировал в городах с баннерами и своими фотографиями, сопровождавшимися комментариями «Нужно время, нужен человек».

Во время своих митингов и десятков телевизионных интервью Эрдоган навязывал более консервативным избирателям, которые нужны ему для победы, нарратив о том, что Киличдароглу и его союзники являются умиротворителями курдских боевиков и сторонниками ЛГБТК. Эрдоган заявил, что надеется, что его «патриотический, националистический народ проучит оппозицию» у избирательных урн.

Читайте также: Президент Турции ответил, почему не вводит санкции против РФ

Чем ответил Киличдароглу

Киличдароглу сосредоточил свою кампанию на восстановлении доверия к Турции среди международных инвесторов, прекращении авторитарного стиля руководства и искоренении коррупции в государственных учреждениях. Его победа означала бы конец диктата Эрдогана, считавшего, что единственным способом борьбы с инфляцией является снижение, а не повышение процентных ставок. Однако сейчас это выглядит менее вероятным.

Киличдароглу неоднократно заявлял, что осуждает все формы терроризма, а также усилил свою националистическую риторику, пообещав изгнать из страны мигрантов. Ему удалось получить поддержку небольшой правой партии «Зафер», хотя опасность состоит в том, что он отталкивает часть курдской поддержки, которую он получил в первом туре.

Он также пытался усилить опасения некоторых избирателей по поводу избирательного альянса Эрдогана, в который входят маргинальные исламистские партии. Для многих светских турок это голосование представляет собой референдум с последствиями для повседневной жизни под властью все более авторитарного происламского правительства.

«Что произойдет, когда придет менталитет, смотрящий на наших дочерей злыми глазами?» – спрашивает Киличдароглу. – «Не забывайте, что вы голосуете не за меня, а за свою дочь».

Читайте также: Турция помогает РФ поставлять нефть в ЕС

Недавно Bloomberg проводил опрос экспертов по поводу шансов Эрдогана сохранить президентскую власть. Часть из них считает, что победа его партии на парламентских выборах поможет выиграть во втором президентском туре.

20 мая в интервью CNN Эрдоган заявил, что будет продолжать углублять отношения с Россией и поделился тем, что «у нас с Путиным особые отношения». В свою очередь кандидат от объединенной оппозиции Киличдароглу, в случае победы, не собирается присоединяться к антироссийским санкциям, но хочет сделать более прозрачными отношения с РФ исходя из того, что Турция является членом НАТО.

Подробнее о кандидатах и их политике в отношении нашей страны читайте в статье Владимира Кравченко «Выборы в Турции: кто из кандидатов выгоднее Украине» на ZN.UA.