UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт Bellingcat рассказал о деталях нового расследования катастрофы MH17

Эксперты проанализировали странички российских военных в соцсетях. Некоторые из них даже выкладывали фотографии журнала дежурств на летние месяцы 2014 года, где были перечислены все военнослужащие их подразделения.

Основатель Bellingcat Элиот Хиггинс рассказал о деталях его нового расследования после того, как экспертная группа составила уточненный список 20 российских военнослужащих, непосредственно причастных к крушению самолета "Малайзийских авиалиний".

Соответствующий доклад с подробной информацией о каждом из военных был передан прокуратуре Нидерландов. В ведомстве обещали внимательно изучить полученные материалы и, возможно, приобщить их к расследованию.

По его словам, группа сначала идентифицировала зенитно-ракетный комплекс "Бук", который, по ее мнению, выпустил 17 июля ракету, сбившую малайзийский авиалайнер рейса MH17. "По снимкам, сделанным российскими гражданами в промежутке между 23 и 25 июня, мы смогли распознать его в военной колонне, двигавшейся в тот момент по территории РФ. Нам удалось установить, откуда шел этот конвой: это была 53-я зенитно-ракетная бригада под Курском. После этого мы начали искать всю информацию об этом подразделении, имеющуюся в интернете", - рассказал Хиггингс в интервью Deutshe Welle.

Он подчеркнул, что многие военнослужащие этой бригады выкладывали информацию в своих профилях в соцсетях. Эксперты изучили сотни, если не тысячи, профилей в поиске людей, имеющих отношение к делу. "Установили личности тех, кто был в этом конвое, их роль в бригаде. После этого мы установили, кто с наибольшей вероятностью был непосредственно причастен к запуску ракеты, сбившей самолет: командиров, которые, вероятно, и получали приказ на пуск ракеты, водителей и операторов ракетной установки. В итоге мы смогли выделить эту небольшую группу людей", - объяснил он.

Хиггинс также отмечает, что в том июньском конвое было больше сотни военнослужащих, все они направлялись в военный лагерь на границе с Украиной. Они не могли не знать, что происходит в их подразделении. "Если в один из дней "Бук" вместе с их сослуживцами куда-то исчез, они не могли не заметить этого. То есть имеются 20 "основных" участников тех событий, но также 70-80 солдат, которым тоже что-либо известно об этой ситуации. Их имена у нас тоже имеются, и ранее мы уже передавали эти данные следователям", - сказал эксперт.

Эксперт подчеркнул, что уверенность в том, что речь идет именно о российских военных появилась после того, как были изучены странички, где те выкладывали посты, обсуждали свою работу. Некоторые даже выкладывали фотографии журнала дежурств на летние месяцы 2014 года, где были перечислены все военнослужащие их подразделения. "На основании этого мы можем судить о том, кто был задействован, а кто - нет. По сути, мы дали отличное алиби некоторым солдатам, входящим в 53-ю бригаду, потому что с помощью размещенной ими же информации установили, что часть из них не находилась в составе того конвоя", - добавил он.

"Вопрос в том, как Россия реагирует на это. Мой опыт показывает, что обычно все многочисленные запросы СМИ в Минобороны РФ и российские посольства совершенно игнорировались, зато в отместку на Russia Today или на "Спутнике" появлялись статьи, содержащие нападки на меня и Bellingcat", - резюмировал эксперт.

В 15:30 четверга, 17 июля 2014 года, в Донецкой области рядом с поселком Шахтерск в зоне боевых действий был сбит Боинг-777 "Малайзийских авиалиний", следовавший рейсом MH17 "Амстерлам-Куала-Лумпур". Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погибли.

13 октября состоялась презентация доклада Совета безопасности Нидерландов, согласно которому самолет рейса MH17 был сбит ракетой комплекса "Бук" российского производства. В то же время, в докладе не названы ответственные за запуск этой ракеты.

Однако после обнародования доклада глава Совбеза Нидерландов заявил, что "Боинг" сбили с территории, подконтрольной боевикам. "Границы территории были весьма неустойчивыми, но это была область, контролируемая пророссийскими боевиками", - сказал он.

Также Совбез Нидерландов пришел к выводу, что у Украины было достаточно оснований для закрытия воздушного пространства над территорией конфликта в восточной части страны в качестве меры предосторожности.

В то же время украинская сторона отмечает, что на момент крушения MH17 Украиной были соблюдены все рекомендации по безопасности полетов, поскольку управление воздушным пространством согласовывается с европейской системой и происходит согласно требованиям ICAO.