UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дефолт в США, Трамп и война с Путиным: как это все связано

Автор: Олег Шамшур

Пятое июня. Именно этот день министр финансов США Джанет Йеллен определила как возможную «дату Х», дату первого в истории США государственного дефолта, то есть невозможности правительства США оплатить свои текущие финансовые обязательства.

Возможность дефолта практически не связана с состоянием американской экономики и финансов, несмотря на астрономическую цифру государственного долга — 31,4 трлн долл. Государственные долговые обязательства США относятся к самым надежным видам инвестиций. Для сохранения чрезвычайно выгодного для Соединенных Штатов финансового status quo членам американского Конгресса достаточно утвердить решение о повышении потолка, или лимита государственного долга, согласно требованиям действующего законодательства. Интересно, что среди экономически развитых стран такая юридическая норма существует лишь в Дании.

Читайте также: Дефолт США: что ожидает мировую экономику

Впервые лимит государственного долга в США ввели во время Первой мировой войны 1917 года, чтобы обязать федеральное правительство соблюдать бюджетную дисциплину. С тех пор долговой потолок повышали многократно. В условиях так называемого разделенного правления (когда партия президента не контролирует законодательную ветвь власти), существующего сейчас в США, вопрос об увеличении граничного показателя государственного долга иногда приводил к острым конфликтам между администрацией и Конгрессом, во время которых стороны продвигали свои бюджетные приоритеты.

Во время президентства Билла Клинтона и Барака Обамы околодолговые споры даже приостанавливали работу правительственных агентств. Впрочем, республиканцы и демократы всегда достигали компромисса относительно законодательного увеличения государственного долга, учитывая угрозу (в случае дефолта) дестабилизации рынков и серьезных негативных последствий для американской и мировой экономики и соответственно — лидерской позиции США в мире. Обеспечение последней является своеобразной «священной коровой» американской политики, несмотря на партийные расхождения в способах достижения этой цели.

Есть все основания ожидать, что так же закончится политическая психодрама вокруг долгового потолка в 2023 году, несмотря на решительные требования ультраконсервативных конгрессменов-республиканцев обусловить увеличение долгового лимита радикальным уменьшением правительственных расходов и недовольство левого крыла Демократической партии уступками президента в финансировании важных для прогрессистов программ. Кроме огромных репутационных потерь для США, по мнению многих американских аналитиков, дефолт мог послужить причиной экономической рецессии в Соединенных Штатах.

На момент появления этой статьи, благодаря двухпартийным усилиям удалось обеспечить положительное голосование в Палате представителей, где ситуация была сложнейшей. Голосами 149 республиканцев и 165 демократов действие законодательной нормы о лимите государственного долга США было приостановлено до января 2025 года. После этого законопроект был послан в Сенат, где лидеры обеих партий заявили о его поддержке.

Договоренность, достигнутая после крайне сложных переговоров, дает возможность каждой стороне говорить о победе в отстаивании принципиальных для своей политической силы вопросов, обеспечивая в целом приемлемый для общества и ожидаемый деловыми кругами США компромисс. В частности это касается финансирования социальных программ, налоговой службы, затрат на оборону (они даже немного увеличатся), пересмотра правил получения некоторых видов социальной помощи. За рамками соглашения остается предложенная Белым домом отмена ряда исключений, лазеек в налоговом законодательстве. С другой стороны, республиканцы были вынуждены согласиться на сохранение амнистии в отношении погашения доли задолженности по кредитам на получение высшего образования и некоторых налоговых льгот для развития возобновляемой энергетики.

Читайте также: Между Байденом и Конгрессом пока нет компромисса по предотвращению дефолта США – WP

Едва ли не наибольшим политическим достижением администрации Джо Байдена является отсрочка следующего пересмотра лимита государственного долга США до 2025 года, то есть после следующих президентских и выборов в Конгресс. Вследствие этого республиканцы лишаются существенного рычага давления на действующего президента США в 2024 году. Он сможет избежать необходимости делать уступки, которые могут отрицательно воспринять партийные активисты. Сохранить их поддержку для Байдена критично важно.

Согласно данным майского опроса общественного мнения США по заказу CNN, выдвижение Джо Байдена кандидатом от Демократической партии поддерживают 60% ее приверженцев и лишь 14% выступают против. Если принятие кандидатуры Байдена на праймериз демократов сейчас не вызывает сомнений, то его позиции в общенациональном масштабе выглядят намного более слабыми. 66% американцев считают, что его переизбрание будет «неудачей или катастрофой» для страны. Позитивное отношение к президенту уменьшилось с 42% в декабре до 35%. Значение этих показателей для Дональда Трампа практически идентично (катастрофичной его победу считают даже меньше жителей США — 56%). Так что, перейдя экватор своей президентской каденции и добившись принятия Конгрессом ряда масштабных социально-экономических инициатив, Джо Байден не смог расширить базу своей электоральной поддержки: его популярность среди независимых избирателей измеряется всего 26%.

Не увеличил, но и не потерял поддержку республиканского «ядра» Дональд Трамп. Он пользуется симпатиями двух третей будущих участников республиканских праймериз, несмотря на его многочисленные проблемы с правосудием, которые они считают политически мотивированными. 46% из них отдают Трампу предпочтение как будущему кандидату в президенты США от республиканцев против 31% в пользу губернатора штата Флорида Рона ДеСантиса. Среди других участников гонок наилучший результат у бывшего вице-президента Майка Пенса — 6%.

До начала отборочного сезона в США осталось больше семи месяцев, съезды Демократической и Республиканской партий пройдут в июле и августе 2024 года соответственно. За это время может произойти много событий, может измениться динамика политических процессов в целом. Вместе с тем по состоянию на сегодняшний день наиболее вероятным выглядит матч-реванш за титул президента США между закаленными политическими бойцами — Джо Байденом и Дональдом Трампом. Матч-реванш, который не хотят видеть большинство американских избирателей. 70% американцев (51% демократов) считают, что действующий президент не должен выдвигаться на второй срок. 60% (30% республиканцев) — придерживаются такого же мнения в отношении его предшественника.

Как это ни парадоксально, несмотря на хаотичное президентство, отказ признать результаты выборов и юридические проблемы, Трамп имеет шансы одержать верх в этом поединке, поскольку его популистские и агрессивные месседжи резонируют с настроениями не только ярых членов Республиканской партии, которую он старается трансформировать в партию Трампа, но и некоторой части американских избирателей.

Читайте также: Республиканцы и демократы достигли принципиальной договоренности о предотвращении дефолта — Reuters

Внимательно исследовав последние заявления Трампа, журналисты газеты «Вашингтон пост» пришли к выводу, что его позиции стали более экстремистскими, более конфронтационными, «дерзкими и наглыми» по всем вопросам — от сексуальных домогательств до внутренней и внешней политики. Политик, который назвал Путина «гением» после начала широкомасштабной агрессии против Украины (и отказался назвать его военным преступником) и предполагает возможность территориальных уступок со стороны Украины, в интервью в начале мая «съехал» с вопроса о поддержке украинской победы в войне с Россией и отказался обещать продолжить предоставлять военную помощь Украине, если вернется в Белый дом.

По моему убеждению, к заявлениям Трампа и его нежеланию брать на себя обязательства о поддержке Украины надо отнестись очень серьезно и не успокаивать себя тем, что он был первым, кто начал предоставлять нам оружие еще до начала большой войны. Очевидно, что его путинофильские «рефлексы» подпитываются тенденцией роста численности республиканцев (до 71%), считающих, что США надо сосредоточиться на решении внутренних проблем, а объемы помощи Украине слишком велики. Вместе с тем тезисы Трампа стимулируют распространение неоизоляционистских настроений, несмотря на активность влиятельных традиционных рейгановских консерваторов вроде сенаторов Митча МакКоннелла и Линдси Грэма, активно выступающих за увеличение поставок вооружения в Украину, включая самолеты и ракетные комплексы большого радиуса действия.

Принятие соответствующих решений зависит уже от администрации Джо Байдена и создания ею наконец такого алгоритма военного и политического сотрудничества с Украиной, который позволял бы действовать на опережение и лишил бы Путина возможности терроризировать украинцев и шантажировать наших партнеров. Еще один вызов, который стоит перед командой Байдена и другими друзьями нашего государства в США, заключается в поддержании интенсивного диалога с американским народом в целом, чтобы целесообразность и необходимость поддержки Украины Соединенными Штатами понимали все американцы, независимо от их политической ориентации.