UA / RU
Поддержать ZN.ua

Давид Габуния: почему мы опасаемся российских эмигрантов в Грузии

Грузинский драматург говорит, что правительство не в ладах с антипутинскими настроениями в народе.

Когда современный российский царь предпринял эскалацию войны против Украины, объявив 21 сентября о частичной мобилизации резервистов, по Грузии прокатилась очередная волна беспокойства, пишет Габуния для Guardian.

Читайте также: The Economist: В России осознали, что война Путина – это провал, разговоры о будущем без него начались

Признавая, что каждое слово, написанное из этого региона в настоящее время, должно быть посвящено украинскому народу и его борьбе или в его поддержку, именно из-за этой тревоги я отвлекаюсь, чтобы кратко остановиться на том, как мы видим эту жестокую войну из Грузии, которая, благодаря историческому и геополитическому несчастью, является южным соседом России.

Вторжение в Украину воскресило болезненные коллективные и личные воспоминания о войне России с Грузией в 2008 году. Травма из этого не столь уж далекого прошлого снова поднялась на поверхность в феврале и осталась там. Нынешнее правительство Грузии пытается игнорировать ее, как будто ее никогда не было.

Тысячи людей вышли на улицы Тбилиси и других городов на огромные публичные демонстрации в поддержку Украины. Но правительство уклоняется от этого, ограничиваясь неловкими осторожными заявлениями и даже не утруждая себя дипломатическими любезностями по отношению к Киеву.

Вместо этого оно отвечает на реакцию собственного народа и требования оппозиции по принципу, "чего вы хотите - войны?", подразумевая, что присоединение к санкциям против России или действия против российских экономических интересов автоматически втянут в войну и Грузию.

Такова логика грузинского правительства – читать ее между строк не особенно сложно. Правящая партия ("Грузинская мечта") была основана Бидзиной Иванишвили, миллиардером, бывшим премьер-министром, который сделал свое состояние в России в 1990-х годах и остается настолько влиятельным, что его часто называют нашим "неформальным лидером".

Никто, и в первую очередь представители гражданского общества, не считает удивительным, что правительство не осмелилось открыто выступить против России.

На этом политическом фоне мало кто из грузин ожидал, что наши политики предпримут какие-либо реальные шаги в знак протеста против Москвы, несмотря на общественное настроение. Но людей все больше беспокоит наплыв российских граждан, прибывших в Грузию после начала бомбардировок.

Россиянам не нужна виза, и они могут оставаться в стране до года без визы, но стоит отметить, что грузинский пограничный контроль, похоже, не пропускает никого, кроме российских оппозиционных активистов.

Ситуация обострилась после 21 сентября, когда огромное количество людей покинуло Россию почти через все пограничные пункты с соседними странами. Те, кто прибывает в Грузию, спасаются не только от дискомфорта западных санкций, что было в течение недель и месяцев после начала войны, но теперь среди них много тех, кто не желает терять свои жизни на полях сражений в Украине.

На первый взгляд, в благородном акте гостеприимства нет никакой проблемы - Грузия, дающая приют людям, не желающим сражаться на войне, действительно является добрым поступком. Однако в тени этой ситуации скрываются проблемы.

Читайте также: Массовое бегство от мобилизации: Путин получил новый инструмент

Даже без официальных цифр, короткой прогулки по центральным районам Тбилиси достаточно, чтобы убедиться, что на улицах в основном говорят на русском языке.

Мало кто, если вообще кто-либо, из этих перемещенных русских, даже если они бегут от тоталитарного режима и позиционируют себя противниками войны, похоже, стремятся продемонстрировать свои пацифистские идеи, оказавшись в безопасности в Грузии.

Кроме пары небольших демонстраций, я не могу припомнить ни одного значительного акта протеста переселенных россиян против войны, не говоря уже о поддержке Украины.

В грузинских социальных сетях циркулировала популярная шутка: "Блин, как же утомительно читать тысячи постов российских мигрантов, свободно критикующих политику Путина и войну в Украине". Конечно, правда в том, что очень немногие россияне воспользовались (все еще существующей) свободой слова в Грузии.

Некоторые более резко выражают свое неодобрение граффити на улицах в поддержку Украины или сравнивают Путина с мужскими гениталиями. Когда бар в Тблиси начал требовать у своих русских посетителей "визы", которые выдавались, если они ставили галочку в графе "Слава Украине", многие русские, включая звезду реалити-шоу Ксению Собчак, бурно протестовали в социальных сетях. Я был свидетелем того, как в моем местном кафе одна русская посетительница стала бурно ругаться нецензурной бранью, когда сотрудник, не говорящий по-русски, вежливо сказал ей, что пароль для Wi-Fi - "StandwithUkraine".

В таких случаях всегда жалуются на якобы "русофобию". Однако среди грузин сейчас широко обсуждается опасение, что эти 2022 приезжих могут в конечном итоге сформировать новую русскую диаспору и в каком-то гипотетическом будущем послужить оправданием для Кремля, чтобы отдать приказ о новом нападении на Грузию во имя "защиты" русскоязычных граждан. Как бы абсурдно это ни звучало, не стоит забывать, как Путин использовал вопросы языка и идентичности в качестве предлога для вторжения в Украину.

Наследие российского империализма закрепило в некоторых колониальное отношение - Грузия боролась за то, чтобы покончить со своим статусом российской колонии, но многие россияне по-прежнему считают ее своим домом отдыха, своим задним двором, солнечным местом, где симпатичные соседи часто говорят по-русски, хотя и со смешным акцентом.

Грузино-российские отношения имеют долгую и сложную историю. Но мнение о России, которого я давно придерживаюсь, как о серьезной угрозе мировому порядку и соседним странам (многие мои западноевропейские друзья считают это паранойей по поводу наших бывших колониальных хозяев), было подтверждено событиями в Украине.

Вопрос в том, какую цену придется заплатить, прежде чем Россия остановится. Война в Грузии в 2008 году не была воспринята всерьез, как и события 2014 года в Украине. Потребовались ужасающие кадры зверств в Буче, Мариуполе и многих других местах, чтобы некоторые западные правительства, наконец, приняли меры.

Учитывая общественный резонанс среди грузин по поводу кровопролития по соседству, жалко, что правительство, на котором лежит ответственность за действия, все еще пытается сделать вид, что мы являемся третьей стороной в этой войне и должны оставаться нейтральными.

Читайте также: Враг Украины или нет? Почему Грузия боится войны с Россией

Грузия стоит перед критическим выбором: страна должна соответствовать жестким критериям, чтобы получить статус кандидата в члены ЕС. Либо действующее правительство откажется от своих российских связей и интересов, от своей откровенно пророссийской риторики и предпримет адекватные действия в правильном направлении, либо мы останемся там, где были более 200 лет - в клоаке великой Российской империи.

Я беру на себя ответственность за вульгарный выбор слов. На самом деле, я пытался сдержать всю степень своего возмущения, ярости и негодования в том, что иначе было бы беспрерывным стенанием - выражением безнадежности и страдания.

Давид Габуния - грузинский драматург, переводчик и романист. Он является автором романа "Falling Apart" (2017), ставшего бестселлером в Грузии.