Дети обычно редко становятся жертвами тяжелой формы COVID-19. Например, вероятность того, что американец в возрасте 5-14 лет может умереть от вируса, составляла примерно 1 на 500 тысяч, однако школы во всем мире были полностью или частично закрыты примерно на две трети учебного года из-за пандемии коронавируса.
Огромный вред, который локдауны нанесли ученикам, может быть оправданным, если бы закрытие школ было одним из лучших способов предотвращения летальных случаев болезни среди взрослых. Но мало правительств на самом деле тщательно взвесили все расходы и риски.
Многие страны держали школы закрытыми, даже когда работали бары и рестораны, или для того, чтобы успокоить профсоюзы учителей, члены которых получают зарплату независимо от того, преподают они лично или нет, или же правительства пытались успокоить родителей, пишет The Economist.
Как результат, ум молодежи теряет шанс на полноценное развитие. Ученики начальной школы в Англии отстают примерно на три месяца от того уровня образования, который они могли бы получить при обычных условиях обучения; дети в Эфиопии учились на 60-70% меньше, чем обычно, в течение 2020 года.
Стоит сказать, что даже до пандемии с образованием все было плохо. Более половины детей в возрасте 10 лет в странах с низким и средним уровнем дохода не умели даже читать. Всемирный банк предупреждает, что это количество может вырасти почти на две трети. Во всех странах закрытие школ увеличит разрыв между богатыми учениками (которые имеют iPad и тихие комнаты для онлайн-обучения) и бедными детьми (которые часто не имеют условий для дистанционных уроков).
Однако хаос, вызванный COVID-19, также создает шанс сделать школы лучше. Многие ученики получили пространство для использования своих творческих идей, а преподаватели обсуждают самые эффективные способы помочь им в этом. Некоторые богатые страны предлагают больше репетиторов для студентов, что отстают в учебе, как отдельно, так и небольшими группами. Некоторые бедные страны упрощают перегруженные учебные программы, позволяя учителям отклоняться от учебников и тратить больше времени на базовое обучение. Такие реформы в основном работают.
Опыт дистанционного обучения дал преподавателям лучший опыт в сфере применения образовательных технологий. Обычный учебный процесс мог бы улучшиться, если бы учителей научили и позволили экспериментировать. Программное обеспечение может помочь сделать классы более персонализированными, это помогло бы детям получать инструкции, которые непосредственно отвечают их способностям. И если бы учителя были свободны от рутинных бюрократических задач, они имели б дополнительное время для учеников, нуждающихся в наибольшей помощи.
Пандемия подчеркнула, как семья влияет на успехи в учебе. Поддержка родителей и дом с большим количеством книг всегда были преимуществом. Условия дома еще важнее, когда именно там проходят уроки. Прошлый год показал необходимость привлечения социальных работников для помощи бедным ученикам. Школы могут также предлагать консультации относительно психического здоровья и налаживать связь учеников с благотворительными организациями или агентствами, которые помогают решить бытовые проблемы.
К сожалению, слишком много правительств не прикладывают даже минимальных усилий, чтобы компенсировать потерянное время. Лишь 2% денег, собранных в пакеты помощи COVID-19, в прошлом году пошли на образование. ООН обнаружила, что к осени прошлого года лишь четверть детей имела доступ к программам «образовательного восстановления». Дети, которые не смогли понять важные темы во время локдаунов, будут и дальше отставать в учебе. По подсчетам, каждый ребенок в бедной стране, который пропускает год обучения и не получает надлежащей помощи, чтобы наверстать упущенное, может в конце концов отставать почти на три года.
В следующем году Англия планирует потратить несколько больше на то, чтобы помочь ученикам догнать учебную программу. Законодатели в Америке, где дети пропускали больше непосредственных уроков, чем в любой другой богатой стране мира, были более щедрыми. Но только 20% дополнительных средств, которые они отдают школам, будут потрачены на «образовательное восстановление». Много финансов пойдут на «санитарный театр» - включая пластиковые перегородки между письменными столами, из-за которых детям будет труднее слышать и видеть учителя.
Две трети бедных стран сократили расходы на образование. Деньги - это не все, но даже в благоприятные времена бедные страны тратили лишь 48 долларов в год на каждого школьника, а этого мало. Например, богатые государства тратят 8 500 долларов США. ООН прогнозирует, что иностранная помощь на образование упадет на 12% между 2018 и 2022 годами.
Правительства часто пренебрегают образовательными вопросами. Совершенствование школ стоит дорого, и может начаться противостояние с мощными группами интересов.
Однако почти ничто не имеет такого большого значения для светлого будущего завтра, чем хорошее образование сегодня. Как минимум, правительства должны активизировать свои усилия для компенсации ущерба, причиненного закрытием школ во время пандемии, резюмирует издание.
До пандемии в высшем образовании очень популярной была академическая мобильность - миллионы студентов ехали за границу по ее программами. Теперь все прекратилось, - пандемия если не убила академическую мобильность, то точно обострила ее проблемы. Как изменится в будущем международное образование, рассказывает Елизавета Щепетильникова в статье «Шаг в будущее».