UA / RU
Поддержать ZN.ua

Четыре кризисные ситуации стали переломным моментом для безопасности США и Европы — Bloomberg

Это испытание для трансатлантических отношений.

Силы, движущие европейскую оборону, всегда находятся в динамике, и четыре ключевые переменные влияют на то, как ведущие страны континента будут пересматривать свою политику безопасности. В совокупности это важнейший комплекс вопросов, с которым столкнулся трансатлантический альянс с начала 1990-х годов. Новое оборонное соглашение США, Великобритании и Австралии, выборы в Германии, «Северный поток-2» и фиаско в Афганистане - это огромный комплекс проблем для НАТО, пишет Bloomberg.

Первый кризис - строительство газопровода «Северный поток-2» между Россией и Германией. Еще одним сложным вопросом стали выборы в Германии и коалиционные переговоры. Кроме того, Франция возмущена решением Австралии отменить закупку дизельных подводных лодок после создания альянса с США и Великобританией под названием AUKUS. И наконец, провал США в Афганистане поставил под вопрос международное доверие к Америке.

Все эти события имеют прямое влияние на оборонные приоритеты Европы. В совокупности это сигнализирует о моменте тяжелых раздумий и действий для европейцев, особенно когда Британия все больше отдаляется от Европейского Союза.

Вашингтон поддерживает прочность трансатлантических отношений, но он пытается интегрировать глобальное сотрудничество в свое соперничество с Китаем.

«Северный поток-2»

Строительство газопровода «Северный поток-2» продолжалось фактически десятилетие и теперь он готов к запуску. У Германии есть четыре месяца для сертификации. Это, по сути, позволит европейцам в обход Украины получить доступ к российскому газу, который будет транспортироваться непосредственно через Балтийское море.

В течение длительного времени США выступали против газопровода, поддерживая мнение о том, что «Северный поток-2» увеличит влияние президента России Владимира Путина. Решение администрации Джо Байдена остановить сопротивление проекту было фактически признанием того, что европейцы идут своим путем в энергетике, независимо от позиции США.

AUKUS

Напряжение из-за отказа Австралии от соглашения с Францией о подводных лодках стоимостью в десятки миллиардов долларов усложняет отношения с ведущей военной силой Европы. Французский президент Эммануэль Макрон даже временно отозвал посла своей страны в Вашингтоне. Исторически французы часто проявляли желание «доминировать» в НАТО. В свое время президент Франции Шарль де Голль вывел Париж из интегрированной армии и призывал европейские государства создать собственную альтернативу альянсу.

Выборы в Германии

В Германии сильная поддержка левоцентристской Социал-демократической партии на выборах, которая уже давно не «увлекается» НАТО, также принесет значительное давление для трансатлантических отношений. Если социал-демократы сформируют «левостороннее правительство», желание Берлина тесно сотрудничать с США по вопросам европейской и глобальной безопасности окажется под вопросом.

Выход США из Афганистана

Провал миссии США в Афганистане и отсутствие координации с союзниками негативно повлияют и на другие сферы отношений Америки и Европы.

Европейские страны имели значительные силы в Афганистане - с последних 10 тысяч военнослужащих в стране, только 2 500 были американцами. Безусловно, на фоне кризиса в Афганистане концепция «единой европейской армии» Макрона приобретет популярность.

Можно ожидать, что Франция и Германия будут менее активно двигаться в направлении согласования с США политики в отношении Китая. Действительно, США хотели чтобы союзники по НАТО взяли на себя большую ответственность за собственную безопасность, прежде всего, выделяя 2% ВВП на оборону. Последние события могут заставить европейские страны увеличить расходы на оборону, но эти расходы, вероятно, будут сосредоточены не на операциях НАТО, а на собственных военных инициативах Европы. Хотя это может принести пользу для сдерживания России, такая тенденция не поможет в решении ключевой стратегической проблемы, которая стоит перед США и их союзниками: рост Китая.

Что может сделать Вашингтон, чтобы укрепить отношения с союзниками? Во-первых, еще раз следует подчеркнуть поддержку НАТО как базис трансатлантической безопасности.

Военные руководители Америки должны лично связаться со своими европейскими коллегами. Верховный главнокомандующий НАТО Тод Фостер не может быть единственным «связным». США также должны искать различные зоны сотрудничества с Европой, от Украины до Иран, от кибербезопасности до обмена информацией, где американский опыт может принести пользу для европейцев.

Американцы никогда не получат столь глубокого круга союзников, которые разделяют общие ценности больше, чем европейцы. Но трансатлантический мост нуждается в усилении - это, вероятно, самый важный элемент глобальной инфраструктуры безопасности, резюмирует издание.

Читайте также: Президент Польши назвал "Северный поток-2" стратегической ошибкой евроатлантического сообщества

Президент Франции Эммануэль Макрон призывает Европу усилить оборону и стратегическую автономию. Целью является сделать ЕС более независимым от Вашингтона. Однако такие заявления вызывают беспокойство во многих странах ЕС.

Трехсторонний оборонный союз AUKUS вызвал недовольство Пекина и Парижа. Детальнее о том, расколет ли НАТО конфликт между Францией и США, читайте в статье Владимира Кравченко.

О том, какие последствия для Индо-Тихоокеанского региона будет иметь создание нового трехстороннего оборонного союза — размышляет Виктор Константинов в статье «Три рыцаря против китайского дракона».