UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чего больше всего боится Путин — The Washington Post

За время пребывания у власти Путин сделал много вещей, за которые мог бы нести ответственность как по внутреннему, так и по международному законодательству.  

Законодательный комитет российского парламента подчеркнул необходимость утверждения законопроекта о предоставлении пожизненного иммунитета от «преследований» бывшим президентам России. Согласно предложению членов партии президента Владимира Путина "Единая Россия", бывший президент страны не может нести ответственность по уголовному или административному обвинению, также бывший российский лидер не может быть арестован, то есть, закон предусматривает фактически полную неприкосновенность экс-президента России. Такой «всеобъемлющий иммунитет» может быть отменен только с согласия Верховного и Конституционного судов, а также двумя третями голосов в обеих палатах парламента. Другими словами, это было бы практически невозможно, пишет The Washington Post.

Принятие «всеобъемлющего иммунитета» для российского экс-президента является очередной законодательной инициативой, которая сделает любого бывшего президента России «пожизненным лидером». Это во многом напоминает политику бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета.

Оба законопроекта вводят в действие конституционные изменения, принятые летом прошлого года на «ложном плебисците», проведенном Путиным, и оба они, скорее всего, станут законами в ближайшее время.

Эти инициативы вызвали дискуссии в западных СМИ о причинах и спешке таких мер - тем более, что сообщения о законодательных инициативах совпали с сообщениями в британских и американских таблоидах о якобы проблемах со здоровьем у Путина, которые могут привести к его отставке. Однако, вряд ли такую ​​информацию можно воспринимать серьезно.

Причина законодательных шагов, однако, понятна даже без слухов о здоровье российского лидера. Один из соавторов законопроекта Андрей Клишас заявил, что такая законодательная инициатива направлена ​​на предотвращение "безосновательного преследования бывшего главы государства".

Несмотря на слово "безосновательный" - другие сброшенные диктаторы также считали, что их уголовное преследование является безосновательным, такая «открытость» высшего российского чиновника впечатляет.

Клишас подтверждает то, что аналитики уже давно знают как самый большой страх Путина: он может быть привлечен к ответственности за свои политические поступки.

"Путин боится самой темы смены правительства, темы, которая все чаще попадает в самые лояльные круги. Такой страх Путина свидетельствуют о его неуверенности в будущем. Он отражает осознание того, что режим может измениться, а это поднимет вопрос об ответственности за содеянное", - сказал российский оппозиционный лидер и региональный депутат Лев Шлосберг во время недавнего телевизионного интервью.

Страх Путина понятен. За два десятилетия пребывания у власти он сделал много вещей, за которые мог бы нести ответственность как за внутренним, так и за международным законодательством - от фальсификации выборов, заключения политических оппонентов, давления на СМИ и других злоупотреблений властью до жестокости, совершенной во время конфликтов в Грузии, Украине и Сирии.

А еще речь идет о возможной личной причастности Путина к преступлениям, включая убийство в 2015 году его ведущего оппонента Бориса Немцова.

Российские ученые-правоведы и защитники прав человека подробно описывают эти и другие потенциальные правонарушения в новой книге, которая закладывает основы для «переходного» правосудия в «постпутинской России». Опираясь на примеры других стран, которые столкнулись с наследием жестоких авторитарных режимов - от Чили и Сальвадора до Южной Африки и бывшей Югославии, авторы выдвигают аргументы относительно судебного процесса, который предусматривал бы ответственность за преступления на фоне злоупотребления властью.

"«Переходное правосудие» следует планировать заранее для перспективы возвращения России на путь демократии. Как показывает опыт других стран, окно возможностей обычно открывается неожиданно, и когда это случается, нужно действовать быстро. После всего, что пережила наша страна, было бы очень неприятно, если бы общество пришло к этому моменту не готовым", - заключают авторы.

Похоже, Путин уже готовится. Он столкнулся с некоторыми акциями протеста, спадом общественного доверия и с заметным ростом популярности оппозиционного лидера Алексея Навального. Следующие президентские выборы в России назначены на 2024 год, и учитывая то, что ими, скорее всего, будут манипулировать точно так же, как и предыдущими, перспектива массовых общенациональных демонстраций таких масштабов, которые сбрасывали авторитарных правителей в других постсоветских странах, становится все больше. Самый большой страх Путина - это нести ответственность за преступления своего режима. Последние законодательные меры - это попытка создать «страховой полис».

Проблема Путина состоит в том, что во время наказания бывших диктаторов люди редко руководствуются правилами, написанными этими же диктаторами, резюмирует издание.