UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет России становится военной тайной - почти четверть расходов засекречена

В бюджете РФ на 2015 год обнаруживаются все новые и новые секретные расходы при неопределенности доходов. Так, Россия засекретила все госзакупки для армии.

Россия впервые засекретила все госзакупки для армии

Бюджетный комитет Госдумы предсказуемо одобрил проект федерального бюджета на 2015-2017 годы к первому чтению. Впрочем, возможности обсуждать проект содержательно в этом году меньше, чем год назад. Так, почти четверть бюджетных расходов к 2017 году будет закрытой, при этом увеличиваются траты на силовой блок РФ.

Эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) и Института Гайдара констатировали высокую непрозрачность бюджета, пишет "Коммерсантъ".

В оборонных расходах, растущих уже в 2015 году на 33%, секретны уже более двух третей ассигнований, в том числе впервые - все госзакупки армии.

Отмечается, что в бюджете на 2015-2017 годы уже привычно, второй год, отсутствуют сведения о точных расходах стоимости содержания военнослужащих, но есть и более неприятные новости: все расходы раздела "Национальная оборона" на закупку товаров, услуг и работ в бюджете полностью скрыты.

Секретные и совершенно секретные расходы в бюджете 2015 года составят 21% всех расходов - это 4,2% ВВП (еще в 2006 году было 11,8%). В 2017 году они составят 24,6%.

Читайте также: Россия заложила в бюджет расходы на армию, на которые у нее нет денег - The Guardian

Засекречены также незначительная часть (0,1% от общего финансирования) расходов на культуру и кинематографию, 7,8% расходов на дошкольное образование и 5,7% расходов по статье "Периодическая печать и издательства".

Впервые, констатируют в ИЭП и РАНХиГС, обнаружено финансирование в бюджете секретных прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов.

Эксперты констатируют рост в расходах бюджета веса подраздела "Другие общегосударственные вопросы" (с 19,4% всех расходов в 2014 году до 38,8% в 2017-м), ряд проблем с расчетами трансфертов Пенсионному фонду (эксперты считают их заниженными и предполагают, что за цифрами может скрываться намерение Минфина тихо продавить частичную отмену выплат базовой пенсии работающим пенсионерам).

При этом сам по себе бюджет на 2015 год в силу существенной девальвации рубля в сентябре 2014 года и падения цен на нефть относительно условен, и сейчас, действительно, сложно сказать, насколько адекватны бюджетные проектировки.

По мнению экспертов двух ведущих институтов в своей сфере, макроцель бюджета - выход к 2018 году на траекторию роста ВВП в 3% годовых - "излишне оптимистична" (реалии, предполагают РАНХиГС и ИЭП,- от 1,5% до 2% роста ВВП без учета возможного усиления взаимных санкций и новых "геополитических рисков").

В этой ситуации с учетом удорожания внутренних займов и закрытого "кредитного окна" в ЕС и США наращивание госрасходов с их засекречиванием - это мультипликация рисков, дополняющаяся высокорисковым, по мнению экспертов, планированием Минфином трансфертов регионам.

Как сообщалось, Россия теряет миллиарды долларов из-за падения поступлений от одних из наиболее важных статей экспорта. В частности, каждый доллар снижения цены на нефть обходится РФ в потерю $ 2 млрд.