Сторонники Brexit часто описывают его в качестве конституционной версии экономической доктрины тэтчеризма и полного разрыва с провальной политикой прошлого. Этим фанатикам удалось убедить экс-премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, что всенародное голосование на референдуме будет способом решения проблемы непредставительного характера политики Вестминстера, пишет британское издание The Guardian.
Как только они избавились от Кэмерона, они ввели в должность Терезу Мэй, и продолжили маневры с законом, чтобы обеспечить необратимую трансформацию общества. Сторонники Brexit не брезговали любыми методами достижения целей. Но теперь игра окончена.
Факт в том, что выход из ЕС на условиях Всемирной торговой организации подорвет британскую экономику. Будет много негативных последствий ради какой-то отдаленной выгоды. Сделка Мэй, в том виде, в котором она есть сейчас, не будет утверждена парламентом. Премьер предупредила, что последствия такого решения будут катастрофическими, поскольку закон гласит, что Соединенное Королевство покинет ЕС 29 марта 2019 года. Но это можно изменить, если Мэй предложит новый закон, меняющий дату, и парламент проголосует за него.
Великобритания все еще может в одностороннем порядке отменить Brexit. Большинство парламентариев понимают, что утопичные выгоды выхода из ЕС не могут быть достигнуты. Вопрос не в том, будут ли они предпринимать шаги, чтобы продемонстрировать свою решимость по этому вопросу. Вопрос – когда. Их цель будет состоять в том, чтобы вынудить министров отложить или отменить Brexit. Мэй в этот момент, если она все еще будет занимать пост премьер-министра, сможет сделать стране одолжение и отменить этот катастрофический Brexit. Если же министры откажутся содействовать такому решению, Британия вступит в конституционный кризис, масштаб которого затмит все, что происходило ранее.
Это ознаменует собой конец долгого периода партийного правления. В 2015 году Консервативная партия впервые за 23 года получила контроль над парламентом. Кэмерон стал премьер-министром. Его правительство отвечало не перед парламентом, а перед консерваторами. На выборах 2017 года Мэй потеряла большинство в парламенте. И тогда же она должна была оставить жесткую риторику по Brexit позади. Вместо этого Мэй решила сделать самый большой геополитический сдвиг за десятилетия. Она допустила раскол в Консервативной партии, обостряя идеологические разногласия между "Глобальной Британией" и "Сделай Британию снова великой". В результате Мэй смогла обеспечить прохождение только тех законопроектов, которые получили полную поддержку ее партии в тисках правых абсолютистов.
Такой способ работы Вестминстера экстремальный и глупый. Исследования показывают, что лишь двое из десяти британцев считают, что нынешняя система управления государством хорошо справляется со своими основными функциями. В парламентской системе редко возможно зайти в тупик. Если премьер-министр больше не способен осуществлять законодательную поддержку, эта проблема решается путем проведения выборов. Если в ближайшее время Мэй объявит выборы, несомненно, она будут свергнута с поста. Премьер-министр оказалась в смирительной рубашке Brexit, которая становится все туже. У Британии есть возможность сбежать из ЕС в манере Гудини. Но для достижения того, что кажется невозможным, необходим политик, который может себе это представить.
25 ноября, во время внеочередного саммита ЕС по Brexit, страны Евросоюза приняли соглашение, а также декларацию об отношениях Британии и ЕС после выхода страны из организации.
Отметим, на время переходного периода Соединенное Королевство не сможет принимать участие в принятии совместных решений членов ЕС, но будет продолжать вносить средства в бюджет организации и будет признавать решения Европейского суда. Кроме того, Лондон будет оставаться членом европейского рынка и Таможенного союза.
Подробнее о последствиях Brexit для правительства Терезы Мэй читайте в материале Алексея Коваля "Безвыходный выход" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".