UA / RU
Поддержать ZN.ua

Bloomberg перечисляет самые большие ошибки, которые сделал Китай в 2020 году

Несмотря на относительные успехи Китая в 2020 году, страна допустила «экономические ошибки».

Несмотря на то, что Китай пытается бросить вызов остальному миру и увеличить свое влияние на международной арене, а странам Запада становится сложно конкурировать с Китаем, Пекин все-таки допустил некоторые масштабные ошибки в 2020 году. Несмотря на то, что Китай фактически был эпицентром COVID-19, нельзя не восхищаться лидерскими способностями Пекина. Менее чем через год после начала пандемии жизнь в Китае нормализуется, тогда как Европа и США все еще не могут контролировать коронавирус. Сейчас Китай является одной из немногих стран в мире, которая смогла, по крайней мере частично, начать восстанавливать собственную экономику после воздействия пандемии, пишет Bloomberg.

О Китае можно сказать много хорошего, страна смогла довольно успешно противостоять коронавирусному кризису. Иностранные инвесторы покупают китайские активы рекордными темпами, несмотря на гневные возражения президента США Дональда Трампа. Но всегда есть путь к совершенствованию. В январе к власти в США придет более рациональный лидер, что даст Китаю пространство сосредоточиться на структурных реформах.

Несмотря на большие успехи Китая в 2020 году, страна сделала и некоторые большие ошибки. Всего за несколько месяцев пандемии мир быстро понял, что COVID-19 ухудшает неравенство. Большие технологические компании и их сотрудники, которые могли работать дома, пострадали меньше, тогда как предприятия и магазины вынуждены были закрываться.

Уже в апреле, когда Китай впервые вышел из режима локдауна, небольшие рестораны начали высказывать свои жалобы на «эксклюзивные» договоренности о доставке пищи, ведь их заставляли выбирать одних поставщиков над другими. Эти программы угрожали оздоровлению индустрии гостиничного бизнеса и сферы общественного питания. Однако Пекин начал решать этот экономический дисбаланс лишь к середине ноября, когда опубликовал новый документ касательно антимонопольных норм, направленных на сдерживание технологических гигантов страны.

Производство быстро вернулось к своим привычным темпам, тогда как розничная торговля все еще отставала. Более 170 млн мигрантов живут и работают в городах Китая, преимущественно в секторах строительства, производства и сферы услуг. Во время пандемии они не только потеряли работу, но и не смогли получить справки о безработице.

Решение помочь владельцам бизнеса, а не рабочим, возможно, следовало из попытки китайского правительства контролировать частный сектор. Был ли этот фискальный рецепт мудрым? Китай стремится превратиться в потребительское общество, поскольку экономика, опирающаяся на промышленное производство, уязвима к глобальным бизнес-циклам. Однако отсутствие сети социальной защиты лишь усугубляет доверие к власти.

Также Китай начал своеобразную кампанию против миллиардеров, ведь власти не слишком нравится рост их влияния. После четырех лет непрерывных споров с американским президентом Дональдом Трампом Китай может больше не заботиться о связи с общественностью. Несмотря на попытки препятствовать чрезмерному воздействию миллиардеров, Китай также хочет, чтобы иностранные деньги помогали финансировать собственный фискальный дефицит, поэтому такая противоречивая политика не выгодна для экономики.

Существует представление, что правила в Китае действуют двойным путем: бизнесменов частного сектора государственные чиновники пытаются «перевоспитать», когда они переступают черту. Между тем государственные организации могут чувствовать себя достаточно комфортно, имея в своем распоряжении большое количество местных ресурсов. Волна неуплаты долгов среди государственных предприятий является лишь дополнительным свидетельством этой тенденции.

Лидер Китая Си Цзиньпин всегда был реформатором, который пытался модернизировать экономику Китая и лишить систему от избыточной задолженности. В течение последних нескольких лет торговая война с Трампом и пандемия COVID-19 расшатали баланс. Теперь, когда оба «блокпоста» постепенно отступают, Китай может вернуться на нужный путь.

Однако Пекину нужно обновить свой подход. Соблюдение «устаревшего финансового сценария» может оказаться неэффективным. Чтобы создать функциональный рынок, Китаю нужно ликвидировать «двустороннюю систему», на которой работают государственный и частный секторы. Также необходимо предоставить успешным бизнесменам миллиардерам пространство для собственных рекомендаций в отношении своей политики. Они знают, что происходит на местах, лучше всех, кто сидит в правительственном здании, резюмирует издание.