UA / RU
Поддержать ZN.ua

Bloomberg: Китай за территориальную целостность, но есть нюанс

Еще недавно Пекин настаивал на территориальной целостности всех стран, включая Украину, но, похоже, теперь его позиция меняется.

Вот вам и претензии Китая на роль глобального миротворца или даже просто ответственного большого государства, которое однажды может заменить загнивающий Pax Americana на Pax Sinica. Недавние заявления китайских дипломатов должны напомнить всем, что мир, в котором автократы из Чжуннаньхая будут обеспечивать международный порядок, будет антиутопическим. Это послание особенно следует услышать тем лидерам стран Глобального Юга, которые все еще поддаются соблазну маневрировать между Вашингтоном, Пекином и Москвой.

Об этом в статье для Bloomberg пишет бывший главный редактор немецкого издания Handelsblatt Global и политический обозреватель Андреас Клутх. Он напоминает, что только на прошлой неделе посол Китая во Франции Лу Шэй давал большое телевизионное интервью на очень хорошем французском языке, когда начал прибегать к творческому переосмыслению статуса Крыма – украинского полуострова, который президент Владимир Путин незаконно аннексировал в 2014 году.

«Это зависит от того, как вы воспринимаете проблему», – предположил китайский посол.

« Да неужели? Но Лу Шэй только разогревался. Относительно стран, ранее входивших в состав Советского Союза, он уточнил, что они «не имеют эффективного статуса по международному праву», поскольку, по его мнению, не существует договора, подтверждающего их суверенитет. Таким образом, китайский посол одним махом подверг сомнению право на существование не только Украины, Грузии или Молдовы, но и членов НАТО, таких как Литва, Латвия и Эстония, и даже стран, граничащих с Китаем, таких как Казахстан и Кыргызстан. Лу Шэй не уточнил, сомневается ли он также в суверенитете России, крупнейшем постсоветском государстве. Если да, то он, безусловно, должен был добавить свое мнение о том, заслуживает ли Москва своего места в Совете Безопасности ООН», – комментирует Клутх.

Впоследствии Министерство иностранных дел Китая отказалось от комментариев своего посла во Франции, заявив, что Пекин уважает независимость постсоветских стран. Но импровизация Лу Шэя вписывается в закономерность подобных китайских промахов.

Читайте также: Я не думаю, что Китай действительно заинтересован в скором завершении войны в Украине – Павел

Ранее в этом месяце министр обороны Китая Ли Шанфу присоединился к Путину за одним из огромных кремлевских столов. В своей лести он дошел до того, что сказал, что российский автократ якобы стал «выдающимся государственным лидером», который «продвигает мир и развитие во всем мире». Это неожиданность для судей Международного уголовного суда в Гааге, только в прошлом месяце выдавших ордер на арест Путина по обвинениям в военных преступлениях. А также для сотен тысяч убитых, искалеченных или похищенных и миллионов тех, кто был вынужден покинуть свой дом виз-за агрессии Кремля.

Эти дипломатические китайские уловки также примечательны тем, что лидер Китая Си Цзиньпин в последние годы демонстрировал желание взять на себя больше международной ответственности или, наоборот, покончить с часто инфантильным снисхождением Пекина. Этот стиль даже имел название: «дипломатия воина-волка». Лу Шэй тоже был гордым воином-волком, пока Си Цзиньпин не послал записку, чтобы он не переусердствовал с клыками.

Это потому, что лидер Китая, который, кажется, будет у власти вечно, хочет показать миру свою способность сделать то, что раньше удавалось только США: обеспечить глобальный порядок. Его преимущество в этом стремлении состоит в том, что китайцы имеют доступ ко многим влиятельным людям, которые ненавидят США и поэтому не хотят говорить с американцами. Это может объяснить, как Китай добился сближения между Ираном и Саудовской Аравией в прошлом месяце.

«Но главный театр дипломатических операций сейчас – это Украина. Поэтому Си Цзиньпину есть что сказать и об этой ситуации. Незадолго до его братания с Путиным в прошлом месяце Пекин обнародовал список из 12 пунктов, названный мирным планом. Однако, как ни странно, Си Цзиньпин до сих пор не удосужился обсудить его с президентом Украины Владимиром Зеленским», – напоминает обозреватель.

Читайте также: Поможет ли Китай Путину в войне с Украиной?

По его мнению, одной из причин может служить то, что китайская дипломатия не может убедительно преодолеть собственные противоречия. Ключевые пункты мирного плана Си Цзиньпина – это риторические подчеркивание «суверенитета» и «территориальной целостности». Это всегда было лозунгом континентального Китая, который говорит США и их союзникам держаться подальше от тайваньского конфликта. Потому что Пекин считает остров «мятежной провинцией». А значит в конфликте с Тайбеем он якобы защищает свой суверенитет. Но еще недавно КНР также последовательно выступала за целостность других стран, в том числе и Украины.

«Похоже, что эта принципиальная позиция теперь является предметом переговоров. Поскольку Си Цзиньпин и Владимир Путин разрабатывают свои новые пакты, их мотивация, очевидно, не имеет ничего общего с миром во всем мире или международным порядком. В свою очередь, она берет начало в их совместном недовольстве американской геополитической силой и европейским экономическим могуществом. Си, как и Путин, хотел бы разделить мир и Запад, чтобы подняться до глобального доминирования», – считает Клутх.

Поэтому целевая аудитория пекинской дипломатии – это шаткие западные лидеры, такие как президент Франции Эммануэль Макрон. Вернувшись из поездки в Китай, он размышлял о том, что Европа не должна стать «вассалом» США, если когда-нибудь дойдет до войны между Тайванем и материком.

«Это означало, что Макрон, например, рассмотрит возможность сохранения нейтралитета в этом конфликте, примерно так же, как многие страны Азии, Африки или Южной Америки сейчас отстранились и смирились с вторжением в Украину. Си Цзиньпин, видимо, был в восторге. Не говоря уже о том, что посол Китая в Париже поставил Макрона на место», – говорится в статье.

Читайте также: Китай и Сингапур проведут совместные военные учения, Пекин укрепляет оборонные связи — Reuters

Но еще большей аудиторией для Си Цзиньпина и Путина стал Глобальный Юг. Пекин отдает себе отчет, что большая часть мира, как и Китай, когда-то страдала от западного колониализма и недовольна американским или европейским лицемерием в отношении прав человека, демократии и «ценностей» в целом. Пекин же предлагает вести с ним бизнес без ненужных «лекций». А еще лучше – можно вместе победить Вашингтон.

США, Европе и всему Западу следовало бы серьезно отнестись к этим давним обидам Глобального Юга. Но люди в этих странах тоже поступили бы глупо, если бы пошли за пекинскими крысоловами из чистой злобы.

«Мировой порядок сегодня хрупок, а войны, в том числе ядерные, становятся все более вероятными. Основная причина – неоимпериалистическая агрессия, как у Путина, подкрепленная цинизмом, как у Си Цзиньпина. Спасибо послу Лу Шэю и министру Ли Шанфу за то, что они это четко объяснили», – пишет обозреватель Bloomberg.