UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блокировка Интернета стала новым оружием репрессивных режимов — The Economist

Авторитарная власть часто блокирует доступ к сети, чтобы подавить протесты или сорвать выборы.

26 сентября жители штата Раджастан на северо-западе Индии обнаружили, что их мобильные телефоны больше не могут подключаться к Интернету. В течение нескольких часов такие приложения, как WhatsApp, Facebook и Google Maps, были заблокированы. Подобные «технические проблемы» не были случайностью, пишет The Economist.

Местные чиновники объяснили, что они приказали Интернет-провайдерам закрыть доступ к сети на экзамене на должности учителей в государственной школьной системе.

Но блокировка коснулась миллионов людей. В Джайпуре, столице Раджастана, примерно 80 тысяч магазинов и предприятий были вынуждены закрыться.

Это не первый случай, когда правительство Индии блокирует гражданам доступ к сети. Правозащитная группа Access Now подсчитала, что государственные и местные органы власти в стране почти 500 раз блокировали работу мобильных телефонов с 2016 года.

И хотя Индия является одним из крупнейших «нарушителей» в «сфере» блокировки сети, это не единственная страна, которая проводила подобную «политику».

По данным Access Now, 66 стран мира в той или иной форме использовали блокировку Интернета с 2016 года. Только в 2019 году было зафиксировано 213 подобных инцидентов.

Блокировка Интернета в последние годы стали более сложной. Власть научилась использовать специальные платформы, такие как WhatsApp или Twitter, чтобы предотвратить политическую мобилизацию.

Репрессивные режимы также могут попросить поставщиков Интернет-услуг прекратить или намеренно замедлить сетевой трафик.

Блокировка может коснуться отдельных городов или целых стран, она может длиться несколько часов или затягиваться на месяцы.

В эфиопском регионе Тыграй, где происходили столкновения между армией и повстанческими силами, блокировка Интернета продолжалась более 300 дней.

Мотивы таких блокировок, как правило, политические. Индия приказала ограничить доступ к Интернету, чтобы подавить местные протесты и прекратить гражданские беспорядки, особенно в Кашмирской долине. 

В этом году Уганда и Демократическая Республика Конго ввели отключения электроэнергии накануне выборов.

Власть обычно оправдывает свои действия тем, что она защищает общественность от вражды или дезинформации, но правозащитные группы утверждают, что такая политика подавляет свободу слова и помогает скрыть нарушения прав человека.

Кроме того, такие блокировки очень убыточные в экономическом плане.

Исследование Института Брукингса выявило, что блокирование доступа к Интернету стоило странам 2,4 миллиарда долларов потерянного ВВП в 2016 году. Некоторые аналитики считают это нарушением прав человека.

В 2016 году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию, которая провозгласила доступ к Интернету одним из прав человека, и осудила «меры умышленного предотвращения или нарушения доступа к распространению информации в Интернете».

Резолюция была принята без голосования, но ряд стран поддержали поправки для ее «ослабления». Среди них были Китай, Россия и Индия.

Читайте также: В России установили “суверенный интернет”. Китайский сценарий стартовал – Новая

Интернет становится все менее свободным. В ежегодном отчете Freedom House «Свобода в сети» было установлено, что в 2021 году права пользователей Интернета становятся все более ограниченными уже 11-й год подряд. Такая угроза может показаться недостаточно значительной, но она переплетена с глобальным ослабеванием демократических тенденций. Проблема свободы в Интернете достаточно противоречива: отсутствие регулирования расширяет злоупотребления мощных технологических компаний, но слишком агрессивный контроль ведет к авторитаризму, пишет The Washington Post.