Какие рычаги влияния на Китай имеют США? Пекин всегда делал то, что не нравилось Америке - покупал нефть у Ирана, строил порт в Камбодже, арестовывал диссидентов, или не делал того, что просил Вашингтон, например, не вводил санкции против Северной Кореи и не открывал свой рынок для сельскохозяйственной продукции США, пишет The New York Times.
Американцы постоянно обсуждали, какие рычаги влияния они могли бы использовать, чтобы изменить поведение Китая. Не было простых ответов; разочарование из-за неспособности Америки «изменить Китай» ощущается уже давно. Но рост агрессивного поведения Пекина усугубляет проблему. И в эпоху конкуренции великих держав потребность использовать рычаги воздействия становится остро актуальной.
Сам президент США Джо Байден признал, что рычаги влияния на Пекин отсутствуют. Усугубляет ситуацию то, что китайские лидеры почувствовали слабость США. Успешная борьба с COVID-19 и возрождение экономики помогут Америке противостоять Пекину. Тем не менее, этого недостаточно, чтобы предоставить Вашингтону необходимое преимущество. Основным подходом администрации Байдена к Китаю было привлечение других стран, чтобы противостоять Пекину по различным вопросам, от нарушения прав человека и технологий до Тайваня. Но растет сложность в определении четких приоритетов.
Если нет четких приоритетов, то рычаги влияния рассеиваются в нестабильном списке неотложных вопросов.
Бывший президент США Дональд Трамп сосредоточился на торговых войнах с Китаем. Байден должен определить приоритетные вопросы, в которых США могут реально достичь прогресса с Китаем: торговля и инвестиции, меры по изменению климата и контроль опасного оружия.
Кроме того, нужны новые торговые стандарты, регулирующие технологии, а также правила для ограничения автономного оружия.
Администрация Байдена должна обеспечить конкретные изменения в глобальной энергетической, строительной и транспортной системах для сдерживания изменения климата. Чтобы получить необходимые рычаги влияния, США могут дать Китаю перспективу благоприятного результата, что заставит Пекин задуматься над партнерством с Вашингтоном.
Американские чиновники часто говорят об «усилении давления» на Китай, но санкции и тарифы, как правило, не меняли поведение Пекина. Возможно, на Китай повлияют перспективы более стабильных и конструктивных отношений с США.
Сейчас администрация Байдена активно нацелена против Китая. Такой подход может не позволить США реализовать все приоритеты внешней политики. Это грозит тем, что США и Китай не рассматривают вопросов, где важность переговоров имеет наибольшее значение. Пекин не имеет стимула менять свое поведение.
Байден говорит, что хочет сотрудничать с американскими союзниками для того, чтобы контролировать агрессивное поведение Пекина. Но, требуя нечетких усилий для «противодействия Китаю», администрация США не учла, что союзники имеют свои приоритеты.
Некоторые из них не будут обращать внимание на нарушения прав человека в Китае, другие не будут отказываться от китайских технологий и не присоединятся к «антикитайскому блоку». Часть союзников не хотят разрывать торговые связи с Пекином.
Чтобы получить преимущество совместного рычага влияния, Байден должен учесть беспокойство союзников и добиться реальной сделки по повестке дня. Для этого нужно время, упорный труд и компромисс.
Благодаря целенаправленному совместному давлению и обещанию конструктивного подхода Китай может начать менять свою политику. Но недавно Пекин также намекнул, что не видит смысла в изменении своего курса.
Администрация Байдена заявила, что эра взаимодействия с Китаем закончилась, теперь США должны «взять верх в стратегической конкуренции». Америка создает коалиции для сдерживания Китая и часто публично критикует действия Пекина.
Однако даже при наличии огромного количества рычагов влияния, всегда будут оставаться сферы разногласий с Китаем. Проблема нарушения прав человека в Китае является серьезной, а отношение китайских властей к собственным гражданам, особенно к диссидентам, является оскорбительным. Подобным образом, вопрос суверенитета Тайваня всегда будет вызывать напряжение в отношениях двух стран.
Байден, конечно, должен и в дальнейшем призывать Китай не нарушать права человека и прекратить оказывать давление на Тайвань, но США должны признать, что их способность заставить Китай изменить поведение незначительная.
Вот почему Байден должен правильно использовать рычаги влияния, которые могут получить США. Установление четких приоритетов и обеспечение того, чтобы Китай знал, что прогресс приведет к конструктивным отношениям, является необходимой отправной точкой, резюмирует издание.
Соединенные Штаты критикуют Китай за все, что, по мнению Вашингтона, не соответствует принципам, которые исповедуют США. Демократия, больше капитализма и свободы, прекращение государственной поддержки промышленности, свободный рынок — все это успешно функционирует в США, свидетельствует о правильном устройстве общественного отношения и должно быть введено в КНР. Представим, что сила убеждения оказалась непреодолимой, и США достигли желаемого результата. Что будет дальше? Читайте статью Сергея Корсунского «Что сделало США и Китай великими государствами и не позволит России стать рядом с ними».