UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден столкнется с угрозой новой гонки вооружений — The Guardian

Джо Байден столкнется с угрозами на многих фронтах, в том числе со стороны России и Ирана.

Новому президенту США Джо Байдену придется принимать критические решения по контролю над вооружениями в первые дни своего «официального пребывания» в Белом доме, ведь эти решения помогут определить то, можно ли предотвратить новую потенциальную гонку ядерных вооружений. Когда Байден примет присягу 20 января в день инаугурации, останется только 16 дней до окончания срока действия договора о вооружениях с Россией, это также будет означать завершение ограничительного лимита для двух крупнейших ядерных арсеналов мира, пишет британская газета The Guardian.

В то же время администрация нового президента США столкнется с давлением касательно ядерной сделки 2015 года с Ираном, ведь ядерный потенциал Ирана разворачивается ускоренными темпами с тех пор, как президент Дональд Трамп вышел из ядерного договора в 2018 году.

На прошлой неделе Международное агентство по атомной энергии подтвердило, что впервые с момента заключения соглашения Иран начал процесс активного производства обогащенного урана, что является большим шагом на пути к способности производить опасное ядерное оружие.

Ожидается, что команда национальной безопасности Байдена в течение нескольких месяцев также подаст свой первый запрос на оборонный бюджет, который предусматривает принятие решения о продолжении или остановке новых ядерных программ, начатых Трампом.

В отношении договора "Новый старт", который ограничивает развернутый стратегический арсенал каждой страны, то Байден и его близкие помощники продемонстрировали заинтересованность в продолжении действия соглашения.

Россия заявила о своей готовности продлить действие договора, но все еще остается вопрос, на какой срок. Кандидат на должность государственного секретаря США Энтони Блинкен в ноябре сказал, что новая администрация предпочитает срок в пять лет - максимально возможный срок, но с тех пор появляются сообщения, что некоторые члены новой команды национальной безопасности считают, что продолжение действия договора должно охватывать более короткий срок, чтобы использовать это как способ давления на Россию для переговоров.

Роуз Готтемоллер, которая была главным американским переговорщиком по "Новому старту", отвергает эти аргументы.

"Мы тратили бы свое время на борьбу с тем, кто имеет в своем распоряжении рычаги влияния, но для того, чтобы достичь реальных результатов, нужно провести переговоры по следующему этапу сокращений вооружения", - говорит Готтемоллер, которая сейчас работает в Стэнфордском университете.

Команда Байдена также должна решить, как сбалансировать расширение "Нового старта" с желанием более жестко подойти к Москве по другим вопросам, в частности относительно недавних кибератак на американские ведомства.

 «В течение первых 100 или 200 дней работы администрации Байдена США и Россия должны возобновить переговоры о стратегической стабильности, которые, надеемся, будут охватывать широкий спектр тем», - сказал директор по вопросам разоружения Ассоциации контроля над вооружениями Кингстон Рейф.

Почти столь же важной, как "Новый старт", будет судьба многосторонней Совместной комплексной программы действий 2015 года, согласно которой Иран принял ограничения на свою ядерную деятельность в обмен на смягчение санкций. Трамп пытался разрушить соглашение (не в последнюю очередь потому, что о сделке договорился его предшественник) путем отказа, а затем неустанной кампании санкций. В ответ Иран перестал соблюдать ограничения соглашения, что завершилось шагом к росту ядерного потенциала страны.

"Если Иран вернется к исполнению своих ядерных обязательств, я снова вступлю в многостороннюю Совместную комплексную программу действий и буду работать с нашими союзниками в Европе и другими государствами, чтобы сделать договор стабильным", - сказал Байден.

Однако возвращение к иранской ядерной сделке может быть сложным процессом. Последовательность, когда США отменяют санкции, а Иран возвращается к выполнению ядерных ограничений, может быть противоречивой, как и желание Байдена начать переговоры по отдельной сделке, которая ограничивает использование баллистических ракет.

Дальнейший набор критически важных решений придется принять до марта. К этому времени ожидается, что администрация Байдена уже утвердит свой первый оборонный бюджет, включая аспекты для программы ядерной модернизации, которая уже стоила более триллиона долларов, когда Трамп вступил в должность. Администрация Трампа развернула низкопроизводительный вариант ракетной боеголовки "Тризуб" и начала работу над крылатой ракетой, запущенной на подводной лодке. Это увеличило расходы на изготовление и содержание ядерных боеголовок на 50%.

"Я воспринимаю эти программы с определенным скептицизмом. Поэтому я думаю, что будет проведен тщательный пересмотр оборонной политики", - говорит Готтемоллер.

Более радикальным отступлением было бы замедление работы над межконтинентальной баллистической ракетой нового поколения, пока она находится на начальной стадии разработки.

Многие сторонники контроля над вооружениями утверждают, что межконтинентальная баллистическая ракета нового поколения является одним из наиболее опасных видов ядерного оружия.

"Мы находимся в точке пересечения, где межконтинентальные баллистические ракеты нового поколения не производятся в полном объеме. Для США есть смысл сказать: привет, мы готовы иметь две-три сотни МБР вместо 400, что сейчас развернуты в производстве, и посмотреть, что россияне готовы сократить в ответ", - сказал бывший представитель государственного департамента по контролю над вооружениями Пранай Вадди.

Хотя большинство аналитиков ожидают, что администрация Байдена вернется к политике эпохи Обамы, продолжая широкую модернизацию арсенала США и стремясь достичь нового двустороннего соглашения с Россией, есть определенные основания считать, что Байден может пересмотреть оборонную политику Америки.

В 2017 году Колин Калл, которого номинировали на должность заместителя министра обороны по вопросам политики, поднял вопрос, смогут ли США обойтись минимальным количеством ядерного оружия. Бывший советник вице-президента Байдена по национальной безопасности считает, что всегда следует учитывать целостную картину. Однако в последнее время мир столкнулся с угрозами, которые не имеют ничего общего с оружием. Безопасность - это гораздо больше, чем просто бомбы и танки, резюмирует издание.

Читайте также: Церемонию инаугурации Джо Байдена посетят три экс-президента США

Есть вероятность того, что лидер большинства в Сенате, республиканец Митч Макконнелл будет голосовать за импичмент президента США Дональда Трампа

Палата представителей США, как ожидается, в среду проголосует по проекту резолюции об объявлении импичмента Трампу за подстрекательство к мятежу.

Подробнее о том, почему демократы и республиканцы заинтересованы в официальном обвинении Трампа, читайте в статье Геннадия Друзенко “Необыкновенный импичмент”.