UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден пытается изменить роль Ближнего Востока в политике США — The Economist

США уже давно пытаются дистанцироваться от региона, но Ближний Восток «отказывается» их отпускать. 

Америка имеет давнюю историю отношений с Ближним Востоком. Бывший президент США Барак Обама пытался «взять курс» на Азию, но арабская весна, война в Сирии, Исламское государство и ядерная программа Ирана постоянно тянули его назад. Несмотря на все обещания экс-президента Дональда Трампа о прекращении "вечных войн", он фактически вернул США в новое противостояние с Ираном. Трамп направил 14 тысяч военнослужащих в регион, и в целом не сильно изменил расширенные американские военные обязательства на Ближнем Востоке. Новый американский лидер Джо Байден имеет собственную стратегию по Ближнему Востоку. Сейчас Байден, даже больше, чем его предшественники, пытается изменит роль региона среди приоритетов внешней политики Америки, пишет журнал The Economist.

Байдену понадобилось так много времени, чтобы сделать свой первый телефонный звонок израильскому премьер-министру Беньямину Нетаньяху, что его пресс-секретарь Джен Псаки была вынуждена объяснять, что «задержка в переговорах» была непреднамеренной. Байден позвонил Нетаньяху 17 февраля, почти через месяц после инаугурации. Американский президент ждал еще неделю, чтобы позвонить королю Саудовской Аравии, незадолго до того, как его администрация рассекретила сообщение, в котором наследного принца Мухаммеда бин Салмана обвиняют в причастности к убийству журналиста Джамаля Хашогги.

Байден, который пообещал во время своей предвыборной кампании более жестко относиться к Саудовской Аравии, вероятно, разочаровал многих своих сторонников, не наказав наследного принца. Но новый американский президент пытается изменить роль региона в американской политике.

Байден заморозил продажу оружия в Саудовскую Аравию, а также распорядился пересмотреть вопрос продажи оружия в Объединенные Арабские Эмираты. Он не проявлял особой заинтересованности в проблеме поиска мира между израильтянами и палестинцами. Его министр обороны Ллойд Остин, как ожидается, планирует вывести некоторых американских военных из Персидского залива.

"Лидерам региона надо переосмыслить многие вещи", - сказал Мартин Индик из Совета по международным отношениям, который был специальным посланником Обамы на израильско-палестинских переговорах.

Мартин Индик, бывший посол в Израиле, который большую часть своей карьеры посвятил поиску мира в регионе, опубликовал в прошлом году статью, где заголовок обобщал новое направление политики США в регионе: "Ближний Восток больше не стоит этого".

Такая точка зрения утверждает, что основные интересы Америки в регионе - защита саудовской нефти и Израиля теперь смещаются. Америка все еще заинтересована в стабильности мирового рынка нефти, но она импортирует больше нефти из Мексики, чем из Саудовской Аравии, и перерабатывает много своей. Кроме того, на Ближнем Востоке пока можно наблюдать меньший масштаб израильско-арабского раскола, больше проблем создает суннитско-шиитское противостояние.

В прошлом году советник Байдена по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан и Даниэль Бенайм, ныне заместитель помощника государственного секретаря по делам Аравийского полуострова, говорили, что изменение интересов не означает, что Америка "должна полностью покинуть регион". Но они пришли к выводу, что умелая дипломатия "в конце концов позволит обеспечить устойчивое военное сокращение".

Однако знакомое препятствие мешает выходу США из региона: Иран. Среди первых распоряжений Байдена - контроль ядерной программы Ирана и борьба с его доверенными лицами, начиная с Йемена.

Соглашение об ограничении ядерного потенциала Ирана было одним из крупнейших достижений внешней политики администрации Обамы. Трамп назвал соглашение "ужасным и смешным", и в 2018 году он вышел из него, введя санкции против Ирана и начав кампанию максимального давления.

Даже когда экономика Ирана существенно упала, а COVID-19 еще хуже дестабилизировал  ситуацию, страна ответила "максимальным сопротивлением". Иран начал обогащать больше урана, чем это разрешено соглашением. Сегодня Иран ближе к возможности построить ядерную бомбу, чем когда Трамп оставил соглашение, хотя и продолжает настаивать на том, что планирует использовать ядерную энергию только в гражданских целях.

Администрация Байдена заявила, что готова возобновить переговоры вместе с союзниками. Но в конце февраля Иран отверг идею прямых переговоров с американцами, если они заранее не согласятся отменить некоторые санкции. Представители администрации Байдена заявляют, что Иран должен вернуться к выполнению соглашения, прежде чем они отменят любые санкции.

Каждая сторона считает, что другая хочет восстановить соглашение, и обе маневрируют, чтобы выявить, кто этого хочет больше. Выборы в Иране в июне могут создать определенное давление, поскольку как минимум установление нового правительства может задержать любые переговоры. Это свидетельствует о напряженном периоде дипломатии весной.

"Это похоже на повторение прошлого", - сказал директор Иранского проекта в Международной кризисной группе - общественной организации, базирующейся в Брюсселе, Али Ваез.

До недавнего времени руководителем Ваеза в Международной кризисной группе был переговорщик со стороны США на Ближнем Востоке времен Билла Клинтона и Обамы Роб Мелли. Мелли, который в свое время помог заключить соглашение с Ираном, сейчас является специальным посланником Байдена в Иране.

Незадолго до того, как Мелли оставил Международную кризисную группу, он описал шаги, которые Америка должна сделать для возвращения к соглашению. Сюда входит обязательство администрации Байдена поддержать экстренный заем от МВФ, который Иран требует, чтобы справиться с пандемией. Америка могла бы постепенно смягчать санкции, по мере того, как Иран будет возвращаться к выполнению условий ядерной сделки.

Возобновление ядерной дипломатии с Ираном, считают советники Байдена, создало бы основу для Америки настаивать на переговорах между региональными государствами, чтобы прекратить их конфликты. Американцы хотят начать с Йемена, где повстанцы хуситы при поддержке Ирана уже семь лет ведут борьбу с правительством, которое поддерживает Саудовская Аравия.

Байден назначил посла, который добивается мира в Йемене, и есть намеки на прогресс, по крайней мере среди внешних государств. Однако сами участники боевых действий еще не проявляют большой заинтересованности в прекращении войны.

Согласно видению советника по вопросам национальной безопасности Салливана, новые рамки для региональных государств для решения их разногласий, вместе с ядерной дипломатией, позволят Америке начать отступать. Однако до полной стабилизации ситуации на Ближнем Востоке может быть еще очень далеко.

В прошлом году ОАЭ нормализовали отношения с Израилем, тогда как Египет, занятый собственными экономическими проблемами, потерял свою историческую роль руководства. Саудовская Аравия и Иран сохраняют сильные интересы в сохранении вражды между США и Ираном, ОАЭ и Израиль получают выгоду от защиты американских сил, тогда как иранский режим получает легитимность благодаря противостоянию с Америкой. Добавив к этому всему кризис в Йемене, нестабильность в Сирии, ненадежность Ирака, напористость Турции и угрозу гуманитарной катастрофы и кризиса в области прав человека в Эфиопии - Байдену, вероятно, придется уделить больше внимания региону, чем он хотел бы.

Или же ему придется принять роль беспощадного реалиста и «вывести» США с Ближнего Востока. На прошлой неделе Америка совершила атаку в Сирии на объекты, используемые иракскими ополченцами, которых поддерживает Иран, в ответ на ракетные обстрелы против американцев в Ираке. Байден сказал, что это было предупреждением для Ирана.

Американским президентам легче говорить о выходе США из Ближнего Востока, чем делать это на практике, говорит сенатор Крис Мерфи.

«Кризис всегда есть. На Ближнем Востоке постоянно резко происходит что-то новое. Тогда как Китай движется тихо и стабильно», - говорит Мерфи.

Читайте также: Израиль обвиняет Иран в «экологическом терроризме» после разлива нефти

С момента вступления в должность нового президента США Джо Байдена региональные доверенные лица Ирана не теряли времени. Недавно повстанцы хуситы в Йемене взяли на себя ответственность за атаку беспилотника на аэропорт Абха в Саудовской Аравии; одного из самых известных критиков "Хезболлы" журналиста Локман Слима нашли мертвым в своем автомобиле в Ливане; в Ираке шиитскую группировку подозревают в нападении на военную базу США - все это стало серьезными внешнеполитическими вызовами для Байдена.