От государственного переворота в Мьянме до автократических режимов в Китае и России - все это становится свидетельством того, что западные демократические ценности сейчас находятся под угрозой. Авторитаризм в мире рискует стать новой нормой, если с ним не бороться, пишет британская газета The Guardian.
Кто же виноват в том, что демократические ценности так пострадали? Можно обвинять нового американского президента Джо Байдена за то, что он не вступил в должность раньше, или же бывшего лидера США Дональда Трампа за то, что он «дружелюбно» относился к авторитарным правителям. Еще проще обвинить Китай в том, что он поддерживает авторитаризм и ставит прибыль выше людей.
Государственный переворот в Мьянме стал еще одним доказательством того, что демократия на международной арене переживает не лучшие времена. Вопрос в том, что собирается с этим делать международное сообщество?
Проблема касается не только Мьянмы. По всему миру авторитарные лидеры получают серьезные преимущества. Переворот в Мьянме стал еще одной вехой того, что бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд называет "эпохой безнаказанности".
Это правда, что США подали очень плохой пример. В ноябре Аун Сан Су Чжи получила явную победу на выборах в Мьянме. Начальник армии Мьянмы Мин Аун Хлаин заявил о мошенничестве. Игнорируя конституцию, он задумал отменить голосование силой. Звучит знакомо? В Вашингтоне Трампа ждет суд за подобную попытку, хотя его намерение удержаться на должности потерпело неудачу. В Мьянме нарастают протесты и репрессии. Кто же привлечет к ответственности Мин Аун Хлайна?
Кроме того, Китай ведет циничную игру. Он отрицает поддержку государственного переворота, что вполне правдоподобно. Огромные инвестиции Китая требуют стабильности, а не возвращения к демократической агитации. Однако Пекин станет победителем, если Запад вернется к карательным санкциям. Этот результат сделает генералов Мьянмы «ненавистными» у себя дома, подвергнутыми остракизму за рубежом и более зависимыми, чем когда-либо, от китайского лидера Си Цзиньпина.
Многие называют государственный переворот первым большим испытанием для Байдена касательно его преданности защите глобальной демократии. Аналитик Азим Ибрагим утверждает, что соглашение между США и Китаем возможно.
"США могут признать коммерческие интересы Пекина в обмен на поддержку Китая заставить Мьянму гуманно решить кризис и закрепить демократические силы в стране", - предложил он.
Этот сценарий был бы оптимистичным, считает Ибрагим. Но Китай не слишком поддерживает демократию, свидетельством этого является политика в отношении Гонконга. Кроме того, Пекин обвиняют в нарушении прав уйгуров в Синьцзяне. Кто привлечет китайского президента Си Цзиньпина к ответственности?
Тот же вопрос можно задать и относительно российского лидера Владимира Путина. Наглости попытки убийства оппозиционного активиста Алексея Навального соответствовало несправедливое заключение на прошлой неделе. Путин проигнорировал международный шум, возникший в результате. Он игнорирует общенациональные протесты, которые привели к массовым арестам. Путин игнорирует собственные законы России. Однако его действия не являются неожиданностью.
После вторжения в Грузию в 2008 году Путин понял, что можно не бояться действий международного демократического сообщества. После этого он аннексировал Крым в 2014 году и совершил военное вмешательство в Украину, Сирию и Ливию. Он даже пытался сорвать выборы в США, но даже это не помешало ему наладить «дружеские» отношения с Дональдом Трампом.
Касательно внутренней политики, тем более, Путин делает то, что ему нравится. Он и его товарищи миллиардеры не слишком боятся западных санкций. Страдают обычные россияне, а Путин? Он думает, что у него иммунитет.
Могут ли внутренние оппоненты и западные правительства что-то сделать, чтобы помешать авторитаризму Путина? Как показал белорусский диктатор Александр Лукашенко, современные авторитарные режимы, которые контролируют улицы, суды, средства массовой информации и информационный дискурс, могут существовать почти бесконечно долго.
Путин и подобные ему авторитарные лидеры свидетельствуют об отсутствии коллективной международной силы политической воли. Если бы Германия отменила проект трубопровода "Северный поток-2", это бы удивило Путина. Однако канцлер Ангела Меркель не будет этого делать - и ЕС не будет настаивать. Принципы и демократические ценности - это очень хорошо, но деньги и власть имеют большую силу.
Критика Байдена не слишком напугала Москву. Что же ему делать? Выступая в пятницу, Байден снова требовал освобождения Навального и угрожал России, но так и непонятно, как он собирается заставить Кремль отвечать за все преступления.
Некоторые считают, что Навальный, унижая Путина, уже получил моральную победу. Но авторитарные режимы должны нести реальную ответственность за свои преступления.
Байден должен "объединить свободный мир, чтобы окончательно противостоять диктатуре", это может ознаменовать рассвет "нового порядка демократии", но все еще остаются сомнения. Понятно, что в целом Байден и Запад получают все меньше рычагов влияния, когда сталкиваются в конфронтации не с правительствами иностранных государств, которые реагируют на обычное давление, а с бандитскими режимами, что защищают свои эгоистические интересы.
Даже там, где авторитарное управление трудно назвать редкостью, есть признаки ухудшения. Для примера можно посмотреть на массовые убийства, которые сейчас происходят на севере Эфиопии. О них мало сообщают. Безнаказанность распространяется, безответственность становится вирусной. Авторитаризм - это новая норма. Согласно последнему опросу Economist, только 8,4% населения мира живет в условиях полноценно функционирующей демократии, тогда как более трети живет под авторитарной властью - и ситуация только ухудшается. Даже когда западные политики настойчиво пытаются заставить диктаторов «исправить» свою политику, они, как правило, обречены на проигрыш, но это надо изменить, резюмирует газета.
Напомним, 2 февраля военные Мьянмы освободили большинство региональных министров, задержанных во время переворота 1 февраля.
На ноябрьских выборах партия Су Чжи получила 396 из 476 мест в объединенной нижней и верхней палатах парламента. Избирательная комиссия подтвердила этот результат.
Но военные после выборов заявили о масштабных нарушениях. Избирательная комиссия отклонила эти претензии как бездоказательные. Военный переворот произошел в день, который должен был стать первым в каденции нового парламента. Вместо этого Су Чжи и другие депутаты, которые должны были быть приведены к присяге, были задержаны.
Подробнее о том, что происходит в Мьянме, читайте в новости ZN.UA «Военный переворот в Мьянме: что происходит и что будет дальше».