UA / RU
Поддержать ZN.ua

Atlantic Council: Россия все еще импортирует технологии Запада для производства оружия, как это остановить?

Эксперты объясняют: для того чтобы лишить Москву западных технологий, нужны определенные действия как со стороны правительств, так и компаний.

После начала вторжения России в Украину страны Запада ввели не один пакет санкций, пытаясь оставить Москву без денег и средств для продолжения агрессии. Однако прошел год. Санкции до сих пор не смогли задушить российскую экономику, а западные компоненты, которые Москва использует в производстве оружия, все еще попадают на российскую территорию.

Почему это происходит и как это остановить? Как объяснил во время дискуссии в Atlantic Council эксперт Университета Пенсильвании Бенджамин Шмитт, российская экономика не так сильно пострадала от санкций в 2022 году, как ожидалось, потому что поток денег с Запада не остановился полностью. Ведь Европа на протяжении значительной части года продолжала покупать у России энергоносители, в частности газ, которым до начала отопительного сезона наполнили европейские хранилища.

«Итак, эти финансовые потоки все еще текли в Кремль. Я думаю, что последствия санкций на макроэкономическом уровне станут более заметными в этом году», – убежден Шмитт.

В свою очередь, комментируя, почему западные технологии все еще попадают в Россию, аналитик Королевского института объединенных служб (RUSI) Джек Кроуфорд объяснил, что введенный контроль экспорта сыграли свою роль. Однако эти меры, а также санкции не могут быть единственным решением. И нужен более динамичный подход.

Читайте также: Россия пытается обойти санкции и покупать технологии США: как это происходит?

«Одно только добавление вещей в список, подпадающих под экспортный контроль, оказалось не на 100% эффективным. Компании находят обходные пути. И на Западе тоже фирмы находят пути, когда речь идет о соблюдении требований, выполнении и поддержке этих ограничений», – сказал Кроуфорд, добавив, Россия наладила целую сеть, позволяющую импортировать компоненты из США и Европы легально и не очень.

Кроуфорд рассказал, что компании и отдельные люди в России используют подрядчиков и третьи страны, подделывают торговые документы, а также декларации о конечном пользователе. Так возникла очень быстро меняющаяся динамичная система закупок.

«На некоторые компоненты, которые Россия импортирует, действительно не так легко повлиять путем контроля импорта. Они либо не были внесены в списки и куплены законно, либо получены через какие-то другие пути, не требующие открытого декларирования. Можно ввести санкции против лиц, обходящих введенные ограничения. Но это опять же выходит за пределы экспортного контроля и не касается этих усилий напрямую. Методы, которые использует Россия, не новые. Но правительствам все равно нужно постоянно отслеживать эти усилия. Иначе ограничения не будут эффективными», – объяснил эксперт.

Директор «Независимой антикоррупционной комиссии» Елена Тригуб подчеркнула, что правительствам стран Запада нужно найти способ поощрить компании в частном секторе повысить бдительность и более тщательно следить за тем, куда на самом деле идет их продукция. Она также перечислила три совета для западных компаний, что им следует делать, чтобы Россия не использовала их технологии в войне против Украины.

Во-первых, производителям нужно поручить своим отделам оценки рисков фактически начать расследование, куда поставляется продукция. И в этом им следует исходить из реалий, возникших 24 февраля 2022 года, когда Россия вторглась в Украину.

«Им нужно понять, что если, например, их клиент появился после начала широкомасштабного вторжения или если он начал закупать больше компонентов, таких как микрочипы, после 24 февраля – это уже тревожный сигнал. Поэтому им нужно проводить более глубокие проверки», – пояснила Тригуб.

Читайте также: США могут ограничить некоторые инвестиции в технологии за рубежом, в частности, в Китай — WSJ

Второй совет – производителям технологий следует проверить цепи поставки. Тригуб подчеркнула, что ни для кого не секрет, как именно Россия обходит санкции.

«Мы обнаружили, что многие компании, в большинстве своем это американские компании, продают продукцию России через официальных дистрибьюторов в Гонконге и Турции. Это доступная информация. И если у вас есть клиент в Турции, можно поинтересоваться, эта закупка порой происходит не для России», - сказала директор «Независимой антикоррупционной комиссии».

Третий совет – более тесно сотрудничать с правительствами своих стран и гражданским обществом, чтобы выработать определенную систему обмена информацией. Тригуб рассказала, что ее общественная организация с помощью открытых данных смогла составить список из более 30 компаний, у которых Россия покупает необходимые ей компоненты. Так что западные производители могли бы воспользоваться этой информацией тоже.

Читайте также: США ввели санкции против еще двух российских авиационных компаний

«Если гражданскому обществу так легко найти все это через интернет, почему тогда компании не хотят работать с нами и присылают нам отписки, в который утверждают: «Ой, это такая сложная тема. Мы не могли проследить, кому мы продаем нашу продукцию». Это не может быть оправданием», – подчеркнула она.

Шмит согласился с ней и добавил, что все эти меры значительно легче выполнить, чем добиться имплементации макрофинансовых или энергетических санкций. Он также подчеркнул, что сейчас правительствам нужны откалиброванные политические подходы, которые отвечали бы поставленным целям в сфере национальной безопасности и внешней политике.