UA / RU
Поддержать ZN.ua

Atlantic Council: Путин опроверг свою пропаганду о причинах войны с Украиной, разоружив границы России с НАТО

Кремлевские нарекания на расширение Альянса – это лишь дымовой занавес для российского реваншизма.

В течение 21 месяца Владимир Путин последовательно обвинял НАТО в том, что он якобы спровоцировал российское вторжение в Украине. По словам кремлевского диктатора, годы расширения Альянса создали угрозу безопасности России, у которой, в конце концов, не осталось иного выбора, кроме как защищаться.

Этот нарратив о НАТО оказался намного убедительнее для международной аудитории, чем более странная российская пропаганда об «украинских нацистах» и «западных сатанистах». Однако сейчас он развенчивается собственными действиями России.

«От Норвегии на арктическом севере до Калининграда на западе Россия делает заявления Путина смехотворными, резко сокращая свое военное присутствие вдоль границ страны с НАТО. Если бы Путин действительно считал, что Альянс представляет угрозу для РФ, стал бы он добровольно разоружать всю свою линию фронта?», – пишет в статье для Atlantic Council Питер Дикинсон.

Этот достаточно очевидный недостаток в логике Кремля оказался в центре внимания 26 ноября, когда Министерство обороны Великобритании сообщило, что Россия, вероятно, вывела жизненно важные системы противовоздушной обороны из Калининграда, чтобы компенсировать все большие потери в Украине. Многие восприняли это как особо важное событие, поскольку Калининград – самый западный форпост России и с трех сторон граничит со странами-членами НАТО.

«Если бы российские лидеры мало-мальски серьезно рассматривали возможность военной конфронтации с НАТО, Калининград был бы последним местом, которое они хотели бы оставить без защиты», - говорится в статье.

Читайте также: Сколько граждан против вступления Украины в НАТО в пределах только подконтрольных государству территорий — опрос

Ослабление противовоздушной обороны Калининграда стало последним из ряда шагов, раскрывших реальность, стоящую за частой антинатовской риторикой Москвы. Первым серьезным свидетельством того, что Россия лжет о своих опасениях по поводу НАТО, стало объявление Швецией и Финляндией в мае 2022 года планов отказаться от десятилетий нейтралитета и присоединиться к Альянсу. За несколько месяцев до этого Кремль демонстрировал свои претензии к НАТО, пытаясь оправдать самую кровавую войну в Европе со времен Второй мировой войны. И вот Россия реагирует на новости из Стокгольма и Хельсинки, пожимая плечами.

Полное отсутствие беспокойства, которое демонстрировала Москва, поражало еще больше, если учесть тот факт, что вступление Финляндии в НАТО более чем вдвое увеличит существующую границу России с Альянсом, а членство Швеции превратит Балтийское море во внутреннее озеро НАТО. Тем не менее, Путин настаивал на том, что Россия не видит никаких проблем в этой радикальной трансформации геополитического ландшафта в Северной Европе. Он активно пытался умалять значение этого вопроса, отказавшись даже от применения российской гибридной войны или других попыток вмешаться в процесс вступления.

Реакция Кремля на недавнее расширение НАТО в Северной Европе вышла за рамки простого безразличия. За 18 месяцев, прошедших с момента объявления Финляндией о предстоящем вступлении в НАТО, Москва активно демилитаризировала финскую границу и вывела основную часть своих войск из приграничной зоны для передислокации на поле битвы в Украине. Выступая в августе 2023 года, министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен подтвердила, что пограничная зона сейчас чиста от российских войск.

«Если бы мы представляли угрозу, они бы точно не отвели свои войска, даже в ситуации, когда они задействованы где-нибудь в другом месте», - отметила она.

Аналогичный процесс проходит с февраля 2022 года на соседней границе России с Норвегией, уже имеющей членство НАТО. В сентябре 2023 года главнокомандующий норвежской армией генерал Эйрик Кристоферсен сообщил, что Россия вывела примерно 80% своих войск из приграничной зоны.

«Владимир Путин очень хорошо знает, что НАТО – это не угроза для России. Если бы он считал, что мы угрожаем его стране, он не смог бы перебросить все свои войска в Украину», – заметил Кристоферсен.

«Готовность Путина демилитаризировать границы своей страны с соседями-членами НАТО – это убедительное доказательство того, что решение о вторжении в Украину не имело ничего общего с якобы угрозой со стороны Альянса для России. Это, конечно, не означает, что его нападки на НАТО совершенно неискренни. Злоба, которую Путин часто демонстрирует в адрес организации, вполне реальна, но она не отражает никаких законных опасений по поводу безопасности», – пишет Дикинсон.

Путина скорее возмущает то, что Альянс препятствует его реваншистским планам и не дает России запугивать своих соседей. Другими словами, НАТО не представляет никакой опасности для российской национальной безопасности, но представляет очень серьезную угрозу для российского империализма.

Читайте также: The Economist: Авторитаризм наступает, убеждая мир, что общечеловеческие ценности – это империализм

Это уже давно стало очевидным для стран Центральной и Восточной Европы, стремившихся вступить в НАТО после распада СССР именно потому, что искали защиты от неизбежного возрождения российской агрессии.

«Хотя Путин отождествляет расширение НАТО с западным экспансионизмом, на самом деле рост Альянса после 1991 года был почти исключительно обусловлен страхом перед Россией среди многих стран, стоящих в очереди на вступление. Их опасения были сформированы десятилетиями, а в некоторых случаях и веками жестокого порабощения со стороны Российской империи в ее царской и советской формах. Если россияне хотят обвинить кого-то в нынешнем присутствии НАТО на их пороге, им стоит посмотреть в зеркало», – подчеркивает автор.

Полномасштабное вторжение в Украину подтвердило, что страх перед возрождением российского империализма был более чем оправдан. Сам Путин открыто сравнил нынешнее вторжение с имперскими захватническими войнами российского царя Петра I в 18 веке и назвал оккупированные украинские регионы «историческими русскими землями». Он регулярно отрицает право Украины на существование, настаивая на том, что украинцы – это якобы россияне («один народ»). Между тем, подстрекательство к геноциду стало вполне нормальным явлением на российском государственном телевидении, а российские солдаты в Украине действуют, руководствуясь этой геноцидной риторикой. Весь нарратив о НАТО служит удобным дымовым занавесом для классической кампании колониального завоевания, направленной на уничтожение независимой Украины.

Читайте также: Волкер: НАТО ненамеренно посылает Путину сигнал о продолжении войны, хотя вступление Украины сделало бы ее бесцельной

Кремль очень хорошо знает, что у него нет причин бояться западной оборонной организации. И ему, по всей видимости, комфортно оставлять свои границы с Альянсом без охраны. Несмотря на свою антинатовскую позицию, Путин в действительности руководствуется все большим чувством тревоги из-за появления демократической Украины, в которой он видит экзистенциальную угрозу для собственного авторитарного режима и ненавистный символ потери империи после 1991 года.

«По мере того, как Украина постепенно удалялась от орбиты Кремля во времена правления Путина, его реакция становилась все более экстремальной: от политического вмешательства в 2000-х годах до эскалации военной агрессии с 2014 года. Сейчас наступила стадия геноцида», – говорится в статье.

Дикинсон отмечает, что даже сейчас, когда российская война против Украины затягивается на третий год, слишком многие западные комментаторы и политики все еще ошибочно верят в возможность какого-то компромисса с Кремлем. Такая позиция предполагает, что вторжение в Украину – это обычная война с ограниченными геополитическими целями, но это явно не так.

Путин - мессианский лидер, убежденный в собственной исторической миссии, сделавший ставку на уничтожение украинского государства и отмену поражения России в Холодной войне. Указывая пальцем на НАТО, Путин пытается отвлечь внимание от этой ужасающей реальности. Но беглого взгляда на недавно демилитаризованные границы России с НАТО должно быть достаточно, чтобы отвергнуть такие заявления.