UA / RU
Поддержать ZN.ua

Atlantic Council: Почему Генсека ООН так тревожит Сектор Газа, но не Украина?

Бывший заместитель директор МАГАТЭ указывает на двойные стандарты в поведении Гутерриша, игнорирующего реальную «угрозу для глобального мира».

Статья 99 Устава ООН позволяет Генеральному секретарю «обращать внимание Совета Безопасности на любой вопрос, который, по его мнению, может угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

6 декабря 2023 года, впервые с момента вступления в должность, Антониу Гутерриш призвал Совет Безопасности принять резолюцию с целью надавить на Израиль, чтобы добиться полного прекращения огня в Секторе Газа для предотвращения гуманитарной катастрофы.

«Почему Гутерриш сослался на статью 99 в случае Газы, но не в случае полномасштабного вторжения России в Украину?», – пишет в статье для Atlantic Council бывший заместитель генерального директор МАГАТЭ Пьер Гольдшмидт.

Он подчеркивает, что не пытается сравнивать, где невинные мирные жители больше страдают. Хотя было бы правильно вспомнить причины этих страданий и кто разжег оба конфликта. Впрочем, по мнению Гольдшмидта, войны в Украине и Секторе Газы следовало бы сравнить с точки зрения того, какая из них является большей угрозой «для сохранения международного мира и безопасности», о чем говорит статья 99.

Российская ядерная угроза в Украине

Автор напоминает, что с начала российское вторжение в Украину Москва безответственно угрожала нанести ядерный удар, пытаясь заставить Украину капитулировать перед ее требованиями и отговорить страны НАТО от помощи Киеву. Близкий соратник Владимира Путина российский политолог Сергей Караганов, возглавляющий Совет по внешней и оборонной политике, написал 13 июня 2023 года: «Враг должен знать, что мы готовы нанести превентивный удар в ответ на все его нынешние и прошлые акты агрессии, чтобы не допустить сползания к глобальной термоядерной войне».

Читайте также: Совбез ООН принял резолюцию с призывом к гуманитарным паузам между Израилем и ХАМАС

Аналогично написал спустя несколько дней бывший полковник российской военной разведки и член Совета внешней и оборонной политики России Дмитрий Тренин: «Нельзя умалчивать о возможности применения ядерного оружия во время нынешнего конфликта. Такая перспектива – реальная, а не теоретическая – должна служить стимулом для сдерживания и прекращения эскалации конфликта и, в итоге, проложить путь к стратегическому равновесию в Европе, которое нас устраивает».

Цель этих заявлений очевидна: запугать лидеров и граждан стран-членов НАТО и заставить их отказаться от поддержки украинских усилий по обороне и противодействию агрессии.

«Даже если Путин не рискнет применить маломощное тактическое ядерное оружие в Украине, потенциальные последствия такого безрассудного поведения стоят того, чтобы Гутерриш забеспокоился», – считает автор.

В дополнение к угрозам Москвы нанести ядерный удар по Украине, российская армия оккупировала и использует украинскую Запорожскую АЭС в своих военных целях, что ставит под угрозу ее работу.

Резолюция против ядерных угроз

Учитывая, что ядерные угрозы России угрожают глобальной безопасности, по мнению Гольдшмидта, Гутерриш должен снова воспользоваться статьей 99 Устава ООН и обратиться к Совету Безопасности с просьбой принять всеобщую, юридически обязательную резолюцию в соответствии с главой VII Устава. Она должна подчеркнуть, что любой выход из Договора о нераспространении ядерного оружия представляет угрозу международному миру и безопасности. В ней должно содержаться решение о том, что любое испытание ядерного взрывного устройства – это угроза международному миру и безопасности. Также резолюция должна постановить, что применение ядерного оружия против не владеющей ею страны - это преступление против человечества. А любое нападение на действующую атомную электростанцию или ее захват в военных целях – это военное преступление.

Россия, безусловно, воспользуется своим правом вето против такой резолюции. Но даже в этом случае вынесение ее на голосование по крайней мере продемонстрировало бы миру, кто угрожает международному миру и безопасности, и заставило бы Китай прояснить свою позицию по применению ядерного оружия.

Читайте также: В МАГАТЭ заявили об отказе в доступе к части подконтрольной России ЗАЭС

«Для Гутерриша ставки высоки, и он рискует получить политическое возмездие со стороны Москвы. Но двойные стандарты в его ссылке на статью 99 в случае Сектора Газы, но не Украины, подрывают его авторитет», – считает автор.

Мало что «угрожает поддержке международного мира и безопасности» больше, чем потенциальная ядерная атака. Поэтому Гутерриш должен внести этот вопрос в повестку дня Совета Безопасности, пока еще не поздно.