Санкции США и Европы, введенные против Кремля, превзошли ожидания многих включительно, наверное, с окружением президента России Владимира Путина. Их влияние раздавило финансовую систему России, обвалило рубль, спровоцировало очень вероятный дефолт, а также направило российскую экономику в направлении депрессии. «Крепость Россия» пала.
Воздействие на промышленное производство и критический импорт из-за ограничения экспорта полупроводников тоже может оказаться очень глубоким. Реакция Кремля обострила давнюю российскую изоляцию (а значит и стагнацию) из-за введения контроля корпоративных и индивидуальных капиталов. От российских компаний требуют передать значительную часть своей иностранной валюты центральным властям, а также платить кредиторам рублями (и это приведет к дефолту).
Об этом в статье для Atlantic Council пишут бывший старший советник директора Управления контроля за иностранными активами в Министерстве финансов США Брайан О'Тул и экс-координатор политики по санкциям в администрации Барака Обамы Дэниел Фрид. Они напоминают, что недавно США и Великобритания объявили также о запрете импорта российской нефти, что явилось первым крупным ударом по источнику жизненной силы Кремля. Между тем ЕС рассматривает ограничения закупки российского газа. За менее чем две недели путинская война вернула Россию в советский уровень экономической изоляции, но в условиях значительно более интегрированного мира. Это катастрофа для русского народа.
Администрация Джо Байдена готовила заранее санкции и ввела первый пакет до 25 февраля. А затем через день усилила его, заблокировав две трети довоенных российских валютных резервов (630 миллиардов долларов). Поэтому авторы отмечают, что это усиление произошло быстрее, чем ожидалось. Остаток российских резервов (наличные, золото, китайские облигации) слишком скудны, чтобы их хватило для перекрытия всех огромных дыр, спровоцированных западными санкциями.
Вместе с тем, путинские силы продолжают свою атаку, нанося удары о гражданской и невоенной инфраструктуре, несмотря на рост раздражительности в США, Европе и за их пределами. Поэтому Западу нужно продолжать разрабатывать варианты для усиления санкций, чтобы они соответствовали эскалации насилия со стороны путина. Пространство для этого еще есть, прежде чем уровень всех ограничений можно будет сравнивать с тем, который был введен против Ирана и КНДР.
Что же осталось в меню для усиления санкций? Авторы приводят несколько предложений, разместив их в порядке роста (за исключением потенциального европейского ограничения закупок российских энергоносителей их влияние вряд ли будет столь же эффективным, как все уже введенное).
Предложение первое: нанести удар по олигархам, приспешникам, кошелькам и активам путина. Запад неуверенно уже шагнул в этом направлении, ударив только по нескольким российским олигархам. По идее, это было сделано с надеждой расколоть миллиардеров с путинской орбиты. Идея о том, что олигархический класс в России восстанет и собственными силами заставит Кремль вести себя лучше, всегда была сомнительной и маловероятной. Вместе с тем, эти миллиардеры, особенно приближенные к Путину и Кремлю, все равно остаются привлекательными целями для санкции из-за их большой роли в российской экономике и путинской клептократии. Арест яхты за 600 миллионов долларов на фоне разрушений в Украине был лишь символичным. Но такие символы могут помочь посеять неуверенность и панику на российских рынках и подорвать уверенность в российской экономике. Такие санкции покажут приспешникам и подчиненным путина, что он стал вредным для их интересов и их семей.
Предложение второе: расширить санкции против компаний. С 2014 года российский финансовый и оборонный сектор почувствовали на себе мощный удар. Но Запад все еще может взять под прицел другие предприятия, приближенные к Кремлю или уязвимые к побочным рискам. Государственные "Газпромбанк" и "Росссельхозбанк", а также частный "Альфабанк" уже имеют дело с финансовыми ограничениями. Но они все равно могут оказаться жертвами новых полных блокировок, которые отрежут их международную финансовую систему. Это касается и транспортных компаний, таких как «Совкомфлот» и «Российские железные дороги», а также компании «АЛРОСА», занимающейся добычей алмазов. Также главный российский страхователь "СОГАЗ" оказался под санкциями ЕС, но не США. Авторы отмечают, что существует еще значительная часть частного и государственного секторов экономики, которые могут стать привлекательными целями для ударов.
Предложение третье: ввести санкции против российской фондовой биржи. Запад уже в значительной степени отрезал Россию от доступа к внешним рынкам капиталов. Если он хочет еще и взорвать внутренние рынки, тогда санкции против «Московской биржи» могут открыть путь к дополнительным рыночным потрясениям. Это также не позволит западным и китайским фирмам купить российские активы за бесценок и сохранять их годами. Такие покупки на самом деле не дадут капитал, необходимый российским компаниям. Однако они пошлют непристойный сигнал во времена, когда западный бизнес выходит из России.
Предложение четвертое: заблокировать правительство РФ. Для этого нужно будет обложить санкциями все государственные компании страны. Многие уже под ограничения. Но полная блокировка еще больше изолирует путина и его источники от глобальной экономики. Правительство России окажется на одном уровне с властями Кубы, Ирана, Северной Кореи и Сирии. Этот шаг потребует определенных компенсационных механизмов, чтобы не вызвать потрясения на энергетических рынках. Ведь гиганты «Газпром» и «Роснефть» – это государственные компании. Вместе с тем такие санкции могут быть достаточно эффективными.
Пятое предложение: запретить новые инвестиции в Россию. Во вторник Белый дом уже запретил вкладывать деньги в российские энергетические проекты. И логичным сценарием усиление будет расширить этот запрет на всю российскую экономику. Она сконцентрирована в небольшом количестве ключевых компаний в наиболее доходных секторах. И если эти цели будут опустошены, запрет новых инвестиций может стать компромиссом для западных политиков, не желающих вводить полное эмбарго. Поскольку сокращение закупки энергоносителей и запрет на экспорт российского сырья уже влияют на ключевые сферы западной торговли с Россией, шаг по инвестициям не сильно повредит Западу.
Шестое предложение: ввести полное финансовое эмбарго. Это будет означать запрет всех трансакций, экспорта и импорта в Россию. Это будет последний крупный шаг Запада по устранению России по глобальной экономике. В этой точке Москва окажется под так называемыми «иранскими санкциями», которые делают невозможным любой бизнес. Несколько недель назад такой шаг было трудно представить. Но учитывая почти безумное ужесточение санкций, Запад может приблизиться к этой точке быстрее, чем ожидается, если пути не покинут свои насильственные зарубежные амбиции.
И седьмой совет : ударить по уклоняющимся от санкций. После введения всех ограничений будет важно поддерживать этот режим. США, Великобритания и ЕС должны понимать, что россияне попытаются уйти от наказания, создавая фальшивые компании для прикрытия. Это будет долговременным вызовом. И администрации Байдена придется поддерживать интенсивные консультации с союзниками в реальном времени по соблюдению режима и общим подходам.
Если пути серьезно задумаются о дипломатическом выходе из войны, смягчение санкций может стать «пряником». Заместитель Госсекретаря США Виктория Нуланд недавно очертила условия снятия санкций: вывод российских войск из Украины и участие в восстановлении страны. Проблема отмены или приостановки действия санкций будет сложной, особенно ввиду того, что обещание путина соблюдать какие-либо соглашения с Украиной нельзя верить. Путин выражал сожаление из-за распада СССР. Но он может узнать, что россияне, привыкшие к плодам глобализации, не желают его возвращения.