В конце прошлого года старый друг 3 понял, что время покинуть США и вернуться в родную Чечню. Врач Хасан Баиев на протяжении 10 лет занимался тем, что пытался обеспечить медицинскую помощь тяжело больным детям из Чечни в Америке.
Но теперь, после взрывов в Бостоне и начала суда над Джохаром Царнаевым, он больше не может заниматься своим добрым делом. Об этом на страницах Time пишет Саймон Шустер.
"Люди начали говорить мне, что после теракта не могут или не хотят помогать Чечне. Я не видел другого выхода. Пришлось смириться с тем, что связей, которые я наладил, разорвались", - пояснил Баиев.
Обозреватель напоминает, что сами братья Царнаевы, которые взорвали две бомбы в толпе во время Бостонского марафона, никогда не жили в Чечне. Но репутация чеченцев в США настолько испортилась, что поступок террористов стал ассоциироваться с целым народом на севере Кавказа.
Чеченский правозащитник Хеда Саратова говорит, что после поступка братьев Царнаевых, "почти все двери перед нами закрылись". По ее словам, теперь даже наиболее репрессированным и преследуемым гражданам Чечни стало тяжело одержать политическое убежище в США.
Обозреватель пишет, что чеченский врач Баиев пользовался уважением среди американских медиков. В США его считали образцом храбрости и профессионализма, поскольку во времена войн в Чечне он не бежал из республики, а стал полевым хирургом. Он лечил раненых с обеих сторон конфликта.
Силовики России его несколько раз задерживали и пытали. А среди его соотечественников-чеченцев тоже были те, кто его презирал за то, что он спасал жизни раненым российским солдатам. Таким образом, в 2000 году США дали политическое убежище Баиеву.
Врач рассказывает, что познакомился с семьей будущих террористов в 2002 году. Весной Царнаевы пришли к нему с 8-летним Джохаром и попросили о помощи. По словам Баиева, Джохар тогда был очень "тихим, но упрямым мальчиком". Он очень легко нашел себе друзей на улице.
Впоследствии, когда семья Царнаевых нашла квартиру, они больше никогда не контактировали с врачом. Через год после того, Баиев основал организацию International Committee for the Children of Chechnya, которая устраивала поездки американских врачей в Чечню для лечения детей, пострадавших от войн.
"Чечня была чем-то вроде испытательного полигона для российского оружия. Поэтому пациентов хватало. Только Всевышний знает, что они на нас сбрасывали", - сказал чеченский врач.
Но в конце 2014 года, после терактов в Бостоне, Баиеву пришлось закрыть ICCC. В США поддержка Чечни ослабла из-за поступка братьев Царнаевых, поэтому продолжать работать над спасением детей стало невозможно. Сейчас Баиев вернулся в Грозный и работает в детской клинике на полную ставку.
Недавно Джохара Царнаева признали виновным в совершении теракта в Бостоне. 21-летнему Джохару Царнаєву предъявлены в общей сложности 30 обвинений, 17 из которых грозят смертной казнью. Во второй части процесса присяжным предстоит решить, к какой мере наказания - смертной казни или пожизненному заключению - он должен быть осужден.
Ранее сообщалось, что 5 марта в Бостоне начался процесс по делу о взрывах во время марафона два года назад.
В июле 2013 года в США официально предъявили обвинение Джохару Царнаеву. Старший брат Джохара Царнаева Тамерлан, которого также считают подозреваемым в организации взрывов в Бостоне, был убит в перестрелке с полицией.