UA / RU
Поддержать ZN.ua

Америка противостоит Китаю, сотрудничая с Японией и Филиппинами — Bloomberg

Когда лидеры Японии и Филиппин посетят Вашингтон в апреле, они укрепят военное партнерство в западной части Тихого океана.

Одним из величайших достижений президента Джо Байдена является его мастерство в создании коалиции в Индо-Тихоокеанском регионе. США укрепили разные отношения — двусторонние, трехсторонние, многосторонние — для защиты от все более воинственного Китая. Похоже, Байден настроен на очередную победу в следующем месяце, когда будет принимать в Вашингтоне лидеров Японии и Филиппин, чтобы заключить новое трехстороннее партнерство.

Теперь ему просто нужен оборонный бюджет, хотя бы отдаленно отвечающий его амбициозной дипломатии. Саммит в Вашингтоне был объявлен после поездки госсекретаря США Энтони Блинкена в Манилу в марте, где он заявил, что США будут рассматривать любое нападение на филиппинские силы в Южно-Китайском море как акт агрессии, который повлечет за собой действие договора о взаимной обороне между двумя странами, отмечает Bloomberg.

Это не будет полноценный военный альянс. Но он скорее всего будет предусматривать более тесное сотрудничество в сфере морской безопасности, проведение военных учений, обмен информацией и другие средства противостояния китайским посягательствам. Это может стать дополнением Юго-Восточной Азии к треугольнику, ориентированному на Северо-Восточную Азию — с участием США, Японии и Южной Кореи, процветавшего в течение последнего года. И это свидетельствует о важных тенденциях в Вашингтоне, Токио и Маниле.

Читайте также: США и Япония планируют наибольшее обновление договора о безопасности за последние 60 лет — FT

Байден сделал создание коалиций центральным элементом своей стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе, прежде всего потому, что отсутствие единой всеобъемлющей коалиции безопасности — типа Организации Североатлантического договора в Европе — является наибольшей уязвимостью региона перед Пекином. Байден укрепил "четверку", объединяющую США, Японию, Австралию и Индию.

Он также создал оборонное партнерство AUKUS с Австралией и Великобританией; способствовал развитию трехсторонних отношений США-Южная Корея-Япония; инвестировал в двусторонние альянсы Америки, а также в множество других отношений. Bloomberg пишет, что Байден, по-видимому, сделал больше, чем любой президент со времен окончания холодной войны, для укрепления и взаимосвязи стратегических отношений, позволяющих Вашингтону распространять свою власть в этом жизненно важном регионе.

Американская дипломатия взаимодействует с японским. Под руководством премьер-министра Фумио Кисида Токио развивает дипломатические и оборонные связи со странами Южной Кореи до Австралии. Цель — укрепить линию фронта во все более беспокойной части света — и, возможно, подготовиться к будущему, в котором США уже не будут там так активно задействованы.

Читайте также: США и Япония обдумывают оборонное сотрудничество в целях помощи Украине — Bloomberg

Япония сейчас вкладывает свои экономические и военные силы в отношения с Филиппинами — которые вместе с Тайванем — являются одними из самых частых жертв силового давления со стороны Китая. Этому способствует изменение ситуации на Филиппинах.

При бывшем президенте Родриго Дутерте, возглавлявшем страну с 2016 по 2022 год, Филиппины задабривали Пекин, надеясь остановить его экспансию в Южно-Китайском море. Но призывы Дутерте не изменили поведение Китая. Сейчас, при президенте Фердинанде Маркосе-младшем, Филиппины сближаются с Вашингтоном. В прошлом году Манила предоставила США доступ к четырем дополнительным военным объектам, в том числе двум на Лусоне, крупнейшем острове, ближайшем к Тайваню.

Вопрос в том, как долго продлится эта тенденция. Политические изменения в Маниле могут вызвать резкие повороты в отношениях с Вашингтоном.

Читайте также: Филиппины повышают ставки в споре с Пекином и обещают контрмеры против "атак" береговой охраны Китая

В Вашингтоне тоже существует неопределенность. Если Дональд Трамп вернется в президенты в ноябре, враждебность к Китаю, вероятно, удержит его от разрушения американских альянсов в Индо-Тихоокеанском регионе.

Однако независимо от того, кто возглавит США в 2025 году и после, самой большой проблемой — на фоне всего этого дипломатического прогресса — является военная сила. Америка, которая действительно серьезно настроена на защиту Индо-Тихоокеанского региона от китайской экспансии, совместит усиление стратегического партнерства с расширением военного потенциала. Но Байден, к большому сожалению, снова предложил бюджет, который отражает снижение расходов на оборону в реальном долларовом эквиваленте в то время, когда военная модернизация Китая стремительно продвигается вперед.