Ни один президент США не прибегал к экономическим санкциям чаще, чем бывший американский лидер Дональд Трамп. Его администрация за один срок ввела около 3 800 новых санкций. Для этого было много причин, в том числе склонность Трампа нацеливаться на таких противников, как Иран, и делать это в одностороннем порядке, а не ждать сотрудничества с союзниками, пишет The Washington Post.
Однако на самом деле Трамп только ускорял тенденцию, которая началась еще при его предшественниках, включая президента Барака Обаму – он ввел около 2 350 санкций за свой второй срок.
По состоянию на 1 октября 2021 года, по данным Министерства финансов США, сейчас действует 9 421 санкция.
Это десятикратное увеличение с тех пор, как террористические атаки 11 сентября 2001 года породили новую эру в применении санкций, направленных на ликвидацию финансирования разветвленных террористических сетей и других негосударственных сетей, а также против традиционных американских «врагов».
Кроме борьбы с терроризмом, цели санкций включают борьбу с распространением ядерного оружия Ираном и Северной Кореей, наказание за нарушение прав человека или коррупцию и борьбу с киберпреступностью.
Достаточно легко понять, почему Соединенные Штаты так часто прибегают к санкциям: они могут достичь целей внешней политики без применения военной силы, используя ключевую роль США в глобальных финансах и торговле.
Вопрос, однако, в том, приносят ли санкции реальную пользу.
Бывший министр финансов США Джек Лью поднял этот вопрос в одном из последних официальных выступлений еще пять лет назад.
В том же духе нынешний министр финансов Джанет Йеллен пообещала Сенату провести пересмотр всех имеющихся санкций.
Основные риски – это то, что санкции просто не достигнут своих целей или создадут несправедливые трудности для американского бизнеса и организаций гуманитарной помощи.
Администрация США, например, уже приняла меры, чтобы смягчить это, выдав лицензии на оказание гуманитарной помощи Сирии, Венесуэле и Ирану для борьбы с коронавирусом.
Еще одним беспокойством является то, что интенсивное использование США так называемых вторичных санкций, которые не только запрещают Америке сотрудничество с определенными лицами, компаниями или правительствами, но и препятствуют третьим сторонам иметь дело с ними. Это может оттолкнуть даже союзников США.
В худшем случае, некоторые санкции США рискуют заставить страны находить альтернативы системам финансовых транзакций в долларах.
Обзор Йеллен завершился 18 октября. Его можно назвать «скромной» публикацией короткой статьи, в которой департамент по сути повторил все имеющиеся дилеммы, призвал к более целенаправленному и умеренному использованию санкций и пообещал «модернизировать базовую оперативную архитектуру, с помощью которой применяются санкции».
Одна рекомендация - обеспечить более широкую международную поддержку любых будущих санкций, была ценной, но в основном это работа Госдепартамента, а не казначейства.
Другая рекомендация - предоставить казначейству больше ресурсов и персонала, чтобы не отставать от расширенной работы правоохранительных органов, будет рассматриваться Конгрессом.
Сенат мог бы помочь решить вопрос, подтвердив кандидата президента Джо Байдена на высший пост по вопросам исполнения санкций в казначействе - Брайана Нельсона, назначение которого блокировал сенатор Тед Круз. Но Круз хотел, чтобы администрация Байдена заблокировала строительство газопровода «Северный поток-2» - введя санкции, резюмирует издание.
Напомним, ранее Соединенные Штаты Америки ввели против России самые мощные санкции за семь лет за вмешательство в американские выборы, хакерскую атаку SolarWinds и выплату «наградных» боевикам в Афганистане за убийство американских военных. По решению Минфина США, финучреждениям страны с 14 июня запрещено участвовать в первичном рынке рублевых и нерублевых облигаций, выпущенных Центральным Банком РФ, Фондом национального благосостояния или Министерством финансов РФ.