UA / RU
Поддержать ZN.ua

2021 год будет тяжелым для Европы — CNN

COVID-19, Brexit и «международная политическая бойня» 2020 года дестабилизировали континент.

2020 год был достаточно тяжелым для Европы, однако 2021-й вряд ли будет лучше. Трудно найти европейца, который бы захотел прожить 2020 год повторно. COVID-19, Brexit и международная политическая бойня дестабилизировали континент и усилили напряженность, которая годами затмевала Евросоюз. Но эти проблемы никуда не исчезнут в 2021 году, пишет CNN.

Если пандемия коронавируса завершится, напряжение между ЕС и Великобританией упадет, а президент США Дональд Трамп прекратит дестабилизировать международную политику - у Европы появится шанс решить проблемы, которые подрывали блок, но это будет непросто.

В определенной степени кризисы 2020-го замаскировали отсутствие единства в ЕС. Несмотря на все высокие амбиции Брюсселя по большей интеграции и преобразования на независимую глобальную силу, ЕС столкнулся с внутренними проблемами, что касаются соблюдения верховенства права и согласованной стратегии взаимодействия с Китаем.

Верховенство права является, пожалуй, самой легкой проблемой для решения. После месяцев мучительных переговоров государства-члены блока договорились как о долгосрочном бюджете, так и о пакете восстановления экономики после COVID. Страны, наиболее пострадавшие от пандемии, крайне нуждаются в этих средствах.

Однако Польша и Венгрия пытались заблокировать бюджет. Правительства Виктора Орбана и Матеуша Моравецкого возражали против того, чтобы средства были привязаны к соблюдению верховенства права, неудивительно, поскольку оба правительства столкнулись с расследованиями о нарушениях на уровне ЕС. Обвинения, выдвинутые обеим странам, варьируются от подавления правительственных критиков к подрыву независимости судов.

Уже давно были предположения, что Брюссель пытается привязать бюджет ЕС к верховенству права. К сожалению, попытки сделать это во время пандемии и экономической рецессии усилили влияние вето, на которое имеет право каждое государство блока. В этом конкретном случае неуступчивость в Будапеште и Варшаве в конечном итоге привела к компромиссу в Брюсселе.

Привязка верховенства закона непосредственно к деньгам ЕС сама по себе не является плохой идеей. Но если больше одной нации начинают размывать границы, ограничивая свободы и подрывая независимость судей, неизбежно становится понятно, что эти государства поддерживают друг друга на уровне ЕС.

До Brexit не только Великобритания имела популистские движения, которые агитировали выйти из ЕС. Однако, через четыре года евроскептические партии Европы больше не стремятся выйти из блока - теперь они хотят контролировать союз.

Представители ультраправых политических партий считают, что европейские евроскептические движения имеют потенциал для роста, даже когда нормализация восстанавливается после Brexit, а Джо Байден, сторонник ЕС, заменяет Дональда Трампа на посту президента США. ЕС переживает вечный кризис с 2010 года и не решил ни одной из проблем, которые вызвали эти кризисные ситуации, будь то экономический, миграционный или коронавирусный кризис.

2021 год может стать как периодом решения этих проблем, так и периодом их обострения. Выборы должны состояться в нескольких государствах-членах, в том числе в Германии и Нидерландах - двух влиятельных странах ЕС. В обоих государствах есть мощные евроскептические популистские движения.

Даже потерпев поражение на выборах, популисты могут претендовать на политические победы.

"Когда популисты падают, основные партии видят возможность подобрать эти голоса и контролировать правую власть своих партий. Когда они, наконец, принимают ультраправые идеи, эти идеи проникают на уровень ЕС и меняют динамику в Брюсселе", - говорит Кэтрин Де Фриз, профессор политологии в миланском университете Боккони.

Несмотря на то, что популисты не ожидают в ближайшее время получить власть в Германии или Нидерландах, они видят возможности работать с коллегами в других странах Европы.

Вопрос, на который государства ЕС должны дать ответ в 2021 году: какую позицию Европа займет на международной политической арене.

Президентство Трампа заставило Европу всерьез задуматься о своих отношениях с США.

В течение последних нескольких лет в Брюсселе распространяли термин "стратегическая автономия". Иными словами, ЕС стремится быть более самостоятельным в таких сферах, как безопасность, экономика, цепи поставок и изменение климата. На самом деле это напоминает попытку стать одной из трех главных государств, наряду с США и Китаем.

"Европейцы не питают иллюзий, что США собираются в кардинально изменить подход к Китаю", - говорит Эрик Браттберг, директор Европейской программы Фонда Карнеги за международный мир в Вашингтоне. Однако, Европа понимает, что политика США в отношении Пекина будет более предсказуемой при президентстве Байдена.

Действительно, намерения ЕС вести независимую от США политику на международной арене были ярко подтверждены инвестиционным соглашением Китая с ЕС.

"Многие европейские страны, особенно Германия, экспортируют огромные суммы в Китай и не хотят ограничивать этот поток доходов", - добавляет Браттберг.

А стремление Брюсселя к общей политике безопасности и обороны, скорее всего, приведет к еще большему расколу.

Не секрет, что президент Франции Эммануэль Макрон хотел бы, чтобы Европа взяла на себя больший контроль над собственной безопасностью. Также не секрет, что руководству Германии, Нидерландов, Португалии и многих других стран «очень неприятно» рассматривать перспективы наращивания огромного военного потенциала на всем континенте - даже здесь можно наблюдать отсутствие единства.

2020 год был очень тяжелым для ЕС. Блок страдал не только от внешнеполитических проблем, но и от внутреннего раскола, и последствия этого раскола ждут ЕС после 2020 года. Сможет ли Европа преодолеть эти трещины, покажет время, резюмирует CNN.

Читайте также: "Зеркало недели–2020": ключевые тексты международной политики за год

Ранее журнал The Economist обещал, что 2021 год будет непредсказуемым. А Saxo Bank предложил собственную серию «шокирующих прогнозов». Но закончится ли пандемия в ближайшем будущем? Ответ на это дает британская газета The Guardian. В 2020 году привычный мир неожиданно стремительно и безжалостно стал другим. Пожалуй, ничего подобного не происходило со времен аварии на ЧАЭС. Самые обычные вещи — общение с близкими, свобода перемещения, посещение театра или кино — вдруг стали роскошью, изменили и форму, и содержание. О том, какие глобальные тенденции принесет 2021 год, читайте в статье Сергея Корсунского "Скучно не будет".