Западное оружие наконец-то участвует в обороне Украины. Но поддерживать его работу на фронте – это серьезная головная боль для украинской армии.
Украинские чиновники говорят, что западное оружие играет ключевую роль в усилиях развернуть ход войны против России, которая в последние месяцы медленно захватывала территории. Поэтому Киев хочет еще больше поставок, – пишет Wall Street Journal. Еще недавно Украина полагалась на тяжелую военную технику, которая осталась в наследство от СССР. Но у России гораздо больше такого оружия. Более современные и эффективные западные системы, особенно дальнобойная артиллерия, теперь вступили в бой. Они уже влияют на ситуацию, позволяя Украине наносить точные удары по важным складам боеприпасов врага, по его инфраструктуре ВВС и командным центрам далеко за пределами линии фронта. Это подрывает российские наступательные способности.
Но освоение этой новой техникой, поступающей Украине нерегулярно и от разных западных стран, ставит украинских защитников перед серьезным вызовом.
«Нынешний подход, согласно которому каждая страна жертвует батарею пушек по частям, быстро превращается в логистический кошмар для украинских сил, потому что для каждой батареи нужна специальная подготовка, особое обслуживание и логистический канал», - пояснили в Королевском институте объединенных служб ( RUSI).
Издание напоминает, что украинские военные научились пользоваться гаубицами M777, которые передали США, Канада и Австралия, французскими гаубицами Caesar и немецкими PzH 2000. А еще в украинском арсенале теперь также американские M109 и AHS Krab из Польши.
«Между всеми этими системами мало общего… Боеприпасы должны быть взаимозаменяемыми и так далее. Но на самом деле это не так», – сказал эксперт RUSI Джек Уотлинг, поддерживающий связь с украинскими военными и разведчиками.
НАТО пытался стандартизировать свою военную технику, в частности, ввести требования к боеприпасам. Было подписано специальное «Соглашение по стандартизации», чтобы оружие было взаимозаменяемым во всех странах стороны. Но успех этих усилий был очень ограничен. В НАТО существует более тысячи военных стандартов, касающихся процессов и материалов. Но, наконец, каждая страна сама решает, какие из них выполнять, а какие нет. На саммите в Мадриде в прошлом месяце лидеры стран НАТО договорились помочь Украине перейти с советского арсенала на современное вооружение, которым пользуется альянс.
И речь не только о том, чтобы украинские военные получили совершенно новые виды вооружения. Они должны также научиться обращаться с этой техникой и обслуживать ее. И по сравнению с советскими образцами, западным оружием труднее управлять и поддерживать его работу.
«Когда начинается переход на несоветские платформы, приходится иметь дело с очень большим количеством вещей, которых раньше просто не было. Многое оборудование, которое было у Украины - это старое наследство, 40-летняя техника, которую ремонтируют с помощью молотка, гаечного ключа, смазки и молитв. Но даже современные гражданские автомобили, подключаемые к сенсорам и компьютерам, ремонтируют уже по-другому», - сказал старший аналитик Rand Corp по вопросам обороны Скотт Бостон.
Бывший командир армии США в Европе генерал Бен Ходжес пояснил, что сложность обслуживания – это цена более высокой эффективности оружия.
«Для достижения более высокого уровня возможностей, как у западных систем, необходим определенный уровень сложности, который касается гидравлики, электроники, систем вооружения, а также боеприпасов. Все это необходимо для достижения дополнительной точности и дальности», – сказал он.
По словам Уотлинга, существует неисчерпаемый список проблем, с которыми армии Украины приходится иметь дело, разбираясь с разными артиллерийскими системами. Нужны совершенно разные виды запчастей для разной техники. Требования к обслуживанию тоже очень разные, равно как и механизмы перезарядки. Снаряды тоже нужны разные. Некоторые системы могут иметь встроенные компьютеры, что приводит к появлению вопросов передачи данных, а некоторым подходят только специальные патентованные снаряды. Соответственно солдатам нужно проходить отдельную подготовку по управлению и обслуживанию этого разношерстного оружия. Кроме того, необходимо организовать отдельные цепочки обеспечения.
Поскольку Украина получила очень небольшое количество некоторых из этих систем, их недостаточно для проведения ротаций и обслуживания. Поэтому их отводят только в том случае, если они сломаются. Разнообразие артиллерийских установок с разными возможностями создает проблемы также и для полевых командиров. По словам Бостона, запчасти – это отдельная проблема. В случае оружия советских времен украинская армия могла разбирать старые установки на запчасти для ремонта более новых. Но для западной техники есть только те запчасти, которые предоставили союзники. И количество их ограничено.
Некоторые системы, которые теперь использует армия Украины, особенно проблемные. В частности, это касается мощных немецких САУ PzH 2000, у которых очень специфические требования к процессу зарядки. Солдатам нужно 40 дней, чтобы научиться управлять и обслуживать эти системы. Также вес PzH 2000 составляет 57 тонн. Это делает немецкую САУ тяжелее любой советской техники. И некие мосты не способны выдержать проход таковой техники. Так что путешествие на передовую порой бывает проблемным. Хотя пока Германия и Нидерланды отправили Украине только 12 таких САУ. Так что проблема с транспортировкой сейчас не очень острая. Но вес бронемашин станет важным фактором, если Запад начнет отправлять украинской армии танки. Обычно их вес достигает 60 тонн. Хотя пока не похоже, чтобы страны НАТО готовы были обеспечить Украину танками.
Издание отмечает, что никто на Западе не говорит, что Украине было бы лучше без этих новых систем. Но Уотлинг убежден, что партнерам Киева следует сделать определенные выводы и учесть их в будущих поставках оружия, а также попытаться сократить разнообразие систем, получаемых украинской армией.