UA / RU
Поддержать ZN.ua

WP: Как война России против Украины может закончиться?

Американский эксперт сомневается, что украинская армия даже с новым западным оружием сможет вернуть контроль над утраченными территориями на юге и востоке.

Российская война против Украины остается причиной ежедневной гибели сотен людей, она обостряет голод в мире, вынуждает расти инфляцию и цены на газ, а также чревата эскалацией между РФ и Западом. Ее нужно остановить как можно скорее. Это не простая задача, но все же стоит попробовать.

Следует четко заявить, что именно Украина будет решать свою судьбу. США и их союзники не будут диктовать условия. Но это не значит, что они не могут работать над стимулированием переговоров. Запад может предложить креативные идеи на основе истории и коллективного опыта. Об этом в статье для Washington Post пишет старший научный сотрудник и директор программы внешнеполитических исследований в Бругингском институте Майкл О'Ханлон.

Он отмечает, что любой прогресс в направлении установления мира начнется с прекращения огня. По мнению автора, это может произойти летом или осенью. При этом текущая линия фронта вряд ли сильно изменится. Это будет означать, что в ближайшем будущем Россия сохранит контроль над территориями, которые она оккупировала до этого времени. Под ее властью останется Крым, Донбасс и сухопутная граница между ними. Никакого соглашения о постоянных границах не будет. Киев и западные страны сохранят свою принципиальную позицию, что все эти территории украинские. Они могут питать надежду, что следующий лидер России, который придет после Владимира Путина, признает эту реальность и, наконец, вернет Киеву оккупированные регионы. Возможно, это произойдет где-то в 2030-х годах, когда Путина уже не будет в Кремле.

Читайте также: Зеленский: «Либо экстренная помощь Украине, либо отложенная война с РФ»

К тому времени Россия остается под санкциями. В качестве стимула для Путина Запад может послать сигнал, что эти санкции не будут усиливаться или расширяться, если он будет соблюдать перемирие. К примеру, Европа и США могут пообещать, что санкций против российских поставок газа не будет при таком условии. На линию фронта можно отправить международную миссию, чтобы Путину было труднее возобновить атаку. В таких условиях, если Россия решится на новую атаку, она поставит под угрозу жизнь солдат многих стран, даже если миротворцы не смогут сдержать российскую атаку.

О'Ханлон признает, что Украина вряд ли согласится на такой сценарий. Но Киев может изменить свою позицию спустя несколько недель или месяцев интенсивных боев и бесплодных попыток отвоевать оккупированные Россией территории даже с более мощным оружием от Запада типа HIMARS.

Когда перемирие будет установлено, стороны могут быстро начать переговоры о более длительных решениях. В краткосрочной перспективе такой диалог вряд ли даст результат. Впрочем, его все равно стоит вести. В ходе переговоров материальная поддержка Украины должна продолжаться, а санкции против России должны быть сохранены. Бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер недавно спровоцировал волну возмущения, допустив, что Киеву придется пойти на территориальные уступки. О'Ханлон считает, что предложение 99-летнего дипломата было слишком прямолинейным. Однако оно подняло тему, которую следует исследовать. Киеву не обязательно идти на однозначный отказ от украинских земель. Существует как минимум три варианта, как решить территориальный вопрос.

Один из подходов предполагает проведение референдума по решению суверенитета над спорными территориями. Однако он может быть проведен только после нескольких лет, необходимых для того, чтобы ситуация «остыла». Людям на оккупированных территориях следует предложить выбор из трех вариантов: остаться в составе Украины, присоединиться к РФ или стать независимой страной. Этот сценарий должен полностью исключить инсценировку вроде тех, которые Москва организовала в Крыму после вооруженной оккупации Крыма в 2014 году. Референдум должен пройти под международным наблюдением. И в нем должны принять участие переселенцы, выехавшие в другие регионы из-за войны. Отчасти прецедентом такого подхода могут послужить Косово, Восточный Тимор и Южный Судан.

Читайте также: Forbes: Война России против Украины не позволит США сосредоточиться на Азии по нескольким причинам

Другой вариант – это создать автономные зоны, над которыми Украина и Россия одинаково претендуют на суверенитет. Эту идею уже воплощали в округе Брчко в Боснии и Герцеговине. В 1990-х годах сербские, боснятские и хорватские силы стремились контролировать этот город. Вполне возможно, что подобный сценарий можно было бы применить в Мариуполе и других регионах, формирующих «сухопутный коридор» между оккупированной частью Донбасса и Крымом.

Третий подход предполагает, что стороны просто будут избегать сложных ситуаций. Фактически обе страны согласятся не соглашаться. Россия сохранит контроль над значительными территориями. А Украина будет настаивать, что они принадлежат ей. Дальше можно вести переговоры о предстоящем решении проблемы. Исторической аналогией может стать то, как страны Запада никогда не признавали советскую оккупацию стран Балтии. Они сохраняли такую позицию полвека, пока эти страны не вырвались из-под власти Москвы после Холодной войны.

Автор признает, что договориться о комбинации из всех описанных им сценариев будет очень трудно. Но теоретически подобное решение можно выдвинуть и начать обсуждать в ближайшие недели и принять до конца лета. Альтернатива – это бесконечная война. И такая перспектива настолько ужасна, что Западу вместе с президентом Украины Владимиром Зеленским следует попытаться начать такой диалог.