UA / RU
Поддержать ZN.ua

Высшее образование после войны: у университетов должна быть не только учебная функция – эксперт

Учебные заведения важны для развития экономики регионов и всей страны.

Дискуссии о развитии высшего образования в Украине ведутся в двух направлениях: работы университетов в условиях войны и послевоенного восстановления. В центре внимания – качество образования. Но вне дискуссии остается другая роль университетов – их вклад в развитие экономики страны и регионов.

Профессор Александр Костюк в статье «Городообразующая роль университетов. Почему это нужно Украине», объясняет, почему важно вспомнить о такой миссии после войны, когда вопрос восстановления регионов будет стоять особенно актуально.

«Речь идет далеко не только о налогах, уплаченных учебными заведениями, но и о комплексе показателей, определяющих влияние каждого университета на социально-экономическое развитие регионов. И это превращает каждое учреждение высшего образования в важный институт регионального развития», - отмечает Костюк.

Зарубежная практика успешной реализации университетами градообразующей миссии предполагает обязательную прозрачную и систематическую публичную отчетность. Университеты ежегодно составляют отчет «Влияние университета на экономику» (Economic Impact of the University), содержащий исчерпывающую информацию и важнейшую аналитику влияния университета на развитие региона.

«Нужен ли такой опыт в Украине? Думаю, вопрос риторический Хотите ли мы знать об эффективности работающих рядом университетов? Да. Особенно на фоне дискуссий о судьбе региональных ЗВО, которые мало интересуют местных абитуриентов, потому что те едут в большие города. И дискуссий о формулах их финансирования», – отмечает автор.

Местные громады имеют право получить ответ на вопрос, каков вклад каждого университета в региональное развитие, в удовлетворение спроса рынка труда на квалифицированных выпускников, в удовлетворение запроса регионального бизнеса и органов власти на качественные научные исследования, в развитие университетского человеческого капитала. И на основе этого формировать сеть учебных заведений.

«Ответ на этот вопрос также является хорошей профилактикой острейших проблем высшего образования: инфляции дипломов и   квалификационного разрыва (т.е. разрыва между ожиданиями рынка от выпускника университета и тем, чему его научили в ЗВО)», - добавляет Костюк.

По мнению автора, послевоенный концепт университета должен быть пересмотрен.

В нем должны остаться такие важные вещи, как: развитие университетской науки, сотрудничество с промышленностью, создание университетами новых знаний, высокий уровень цифровизации учебного процесса, международное академическое сотрудничество, тесная и результативная связь университета с рынком труда.

Но предпринимательская миссия университета нуждается в раскрытии. Без уделения внимания этому вопросу развитие высшего образования и стратегию на будущее оценить будет очень тяжело.

Читайте также: План восстановления не предусматривает глобальной реформы высшего образования в Украине

Хотите ли вы знать, какую отдачу для экономики страны и конкретного города дает каждая гривна, потраченная на содержание его университетов? Для западных университетов это норма, а в Украине никто никогда такого не считал. Читайте подробности в материале Александра Костюка «Градообразующая роль университетов. Почему это нужно Украине».