По сравнению с первым этапом медреформы, стартовавшим в относительно комфортной фискальной среде, у второго условия были более жесткими, подчеркнула в интервью ZN.UA глава Национальной службы здравоохранения Оксана Мовчан.
Отвечая на вопрос о том, что 72 миллиарда гривень на пакет медгарантий – сумма не достаточная, Мовчан признала, что "изыскиваются резервы внутри системы".
"Если первый этап реформы – первичка и отдельные ее подпроекты, например, реимбурсация – стартовали в относительно комфортной фискальной среде, то у второго этапа условия были более жесткими", - пояснила она.
Математически по сравнению с предыдущим годом финансирования отрасли увеличилось. Если взять медицинскую субвенцию, которая финансировала вторичку в прошлом году 9 месяцев, и сравнить с Программой медицинских гарантий на 9 месяцев 2020 года, прирост составляет около 20%.
"С одной стороны, мы можем говорить, что на самом деле это не очень большие деньги, и, кроме того, есть инфляция. С другой – мы говорим, что в отрасли были перекосы, диспропорции, и значительная часть финансирования просто уходила в песок, поскольку эти деньги не были подотчетны. Соответственно, сейчас мы изыскиваем резервы внутри системы", - пояснила глава Нацслужбы здоровья.
Кроме того, сама сеть медицинских учреждений в Украине не оптимизирована. Опуская вопрос непосредственно оплаты труда врачей, деньги уходят на финансирование сотен квадратных метров каких-то помещений, часто не отремонтированных, не теплоизолируемых. И все это – еще и коммунальные расходы, которые в большой степени тоже были не подотчетны, объясняет собеседница.
"В прошлых периодах у каждого медучреждения был какой-то бюджет, которым оно распоряжалось. И, как правило, на вопрос о том, каковы источники финансирования, главврач ответить не мог. А по факту медучреждения финансировались из трех источников – центрального и местного бюджетов плюс какие-то благотворительные средства", - рассказывает эксперт.
Но когда нет понимания, какие статьи "доходные", нет и мотивов контролировать расходную часть, считает она. То же можно сказать о местных органах самоуправления.
Только Счетная палата смогла установить, какая доля финансирования из каких источников была в конкретных медучреждениях. По стране эти пропорции варьировались. В среднем: 30% - из местного бюджета, 70% - из центрального.
Но были медучреждения, в которых пропорции были 20 на 80, 50 на 50, а иногда - 80 на 20. Это абсолютно несистематизированный подход на всех уровнях – конкретной больницы, области, государства.
Говоря о приоритетах финансирования медицинских услуг, глава НСЗУ пояснила: "Поскольку значительного увеличения денег у нас не было, мы определили четыре приоритета, плюс пятый – ранняя диагностика онкологических заболеваний. И по этим пяти позициям довели ситуацию до справедливой".
По ее словам, сейчас тарифы по ним приближены к адекватным, к таким, за которые эти услуги могут быть оказаны на достаточном уровне. Что подтверждается поданными и подтвержденными заявками на эти приоритетные пакеты от частных клиник
По всем остальным видам услуг есть точечные увеличения. Например, увеличено финансирование на лечение онкологических заболеваний, добавлены новые услуги – реабилитация и паллиатив.
По остальным видам услуг ситуация осталась на прежнем уровне плюс инфляция. "Но мы рассчитывали, что, увидев успех реформы и подотчетность денег, Минфин, по мере улучшения экономической ситуации, сможет добавить финансирование в сферу", - добавляет Мовчан.
Но покрывать расходы на весь перечень медицинских услуг не могут себе позволить даже богатые страны. Есть мнение, что необходимо внести изменения в основы законодательства о здравоохранении, введя возможность сооплаты гражданами предоставленных медуслуг, и таким образом перестать питать огромный теневой сектор государственной медицины.
Такой подход в НСЗУ считают одним из возможных инструментов, к которому нужно относиться очень осторожно. Ситуация в Украине такова, что если ввести сооплату даже в размере 50 или 100 гривень, часть украинцев начнет отказываться от этой услуги.
"Не секрет, что у нас немало граждан, которые не могут себе позволить даже такую сооплату. Соответственно, если мы вводим такой инструмент, то должна быть проведена работа, подобная той, которая была сделана при просчете адресных субсидий на коммунальные услуги", - поясняет руководитель Нацслужбы.
Если не трогать доступ всех 37 миллионов населения к безоплатным медицинским услугам, есть только два пути. Либо уменьшать номенклатуру услуг, честно говоря о том, что, например, из 200 услуг государство в состоянии покрыть всем 37 миллионам граждан 100-120; либо вводить понятие очереди в отношении плановых услуг, говоря, что вот таких, не ургентных операционных вмешательств госбюджет сможет покрыть, например, 20 тысяч в год. А все, что сверху, становится в очередь.
"Уменьшать номенклатуру услуг либо вводить понятие очереди – это решение сложное. Можно также сделать то, о чем вы упомянули, – ввести доплаты для каких-то типов услуг. Но, как я уже говорила, делать это нужно очень аккуратно, чтобы не обрезать определенным слоям населения доступ к этим услугам", - добавляет Мовчан.
Сейчас идет дискуссия о подготовке государства к Программе медицинских гарантий в 2021 году. По словам главы НСЗУ, новый министр здравоохранения Максим Степанов "все это понимает", и к лету картина у Службы уже будет.
Говоря о контрактовании 3 апреля 18 инфекционных больниц, Мовчан уточнила, что дополнительное финансирование на эти цели не выделялось, все контракты были заключены в рамках 72 млрд грн.
"Программа рассчитывалась под историческую структуру заболеваний. Коронавирус – внезапная новая вводная. Но она временная. Соответственно, 72 млрд грн – это под те болезни, которыми украинцы болеют исторически, из года в год. И это финансирование не уменьшится. Не будет дискриминации, когда за счет одних пациентов мы будем лечить других", - отметила она.
Инфекционные больницы, которые подали свои предложения НСЗУ для предоставления помощи по ПМГ пациентам с инфекционными заболеваниями в рамках терапевтического пакета, находятся в разных регионах страны. На их финансирование предусмотрено около 334 млн грн.
"Все, что касается лечения пациентов с коронавирусом, – это дополнительные деньги. На этот счет все участники имеют единое мнение", - подчеркнула глава НСЗУ.
Кроме того по решению правительства Служба перераспределила 906 млн гривень из Программы медицинских гарантий – средства направлены в субвенцию в регионы.
"Средства, переданные обратно в субвенцию, были перераспределены из Программы медицинских гарантий. Это стабилизационные деньги, чтобы поддержать маломощные медучреждения, у которых не было возможности подготовиться к реформе, и в результате они получили большой дефицит. Руководители областей, на свое усмотрение, могут поддержать эти медучреждения в сложный период", - пояснила руководитель Службы.
По ее словам, этих денег хватит, чтобы на усмотрение руководителя области дофинансировать медучреждения, имеющие значительный дефицит, до 80% их исторического финансирования. Сумма рассчитана приблизительно на квартал. Пациенты по всем 27 пакетам никак не пострадают.
Подробнее о старте второго этапа медреформы и готовности к нему Украины читайте в интервью Аллы Котляр с главой НСЗУ Оксаной Мовчан "У старта второго этапа реформы условия были более жесткими" в ZN.UA.