Повышение зарплат врачам и медсестрам не решит проблем системы здравоохранения в Украине. Ведь именно "теневые" средства являются основной непубличной причиной сопротивления реформе здравоохранения, пишет в своей статье для ZN.UA генеральный директор клиники "Оберіг" Виктор Рыбчук.
"Только из собственного кармана пациенты Украины, по данным "Морион", в 2019 году потратили 86 млрд грн на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. А ведь еще есть добровольное медицинское страхование, частная медицина. Совокупно финансирование составляет 8–9% от ВВП, и это без учета того, что платят пациенты частным образом врачам и медицинским сестрам. В год, по разным оценкам, эта сумма достигает 50–55 млрд грн "теневых" средств", - отмечает автор.
При официальной заработной плате, которая минимум в три-четыре раза в частных больницах выше по сравнению с коммунальными, очередь из врачей и медсестер на трудоустройство в частные клиники отсутствует. Поэтому ожидания, что повышение заработной платы на 50% решит проблемы отрасли, напрасны.
Рыбчук вспоминает: некоторые высококлассные специалисты из государственных больниц кривой ухмылкой встречали предложение заработной платы в 60 тысяч гривень и больше. Ведь пациенты расплачиваются с ними десятками тысяч гривень или тысячами долларов, а специалисты ничего не платят: ни налоги, ни за аренду, тепло, электрику, оборудование и лекарственные средства – за них это делает государство.
"Именно "теневые" средства и являются основной непубличной причиной сопротивления реформе здравоохранения, а публичными выступают достаточно большое количество просчетов "реформаторов"", - добавляет он.
Для медицинских работников, сохранивших верность клятве Гиппократа, обещанное повышение зарплаты – весомый фактор, считает Рыбчук. Но их в Украине осталось не так уж много.
Медикам надо кормить семьи, повышать профессиональный уровень. Только плата за регистрацию участия в Европейском конгрессе достигает 200 и более евро, а еще перелет, проживание в отеле: "И кто верит, что это возможно при 8–12 тыс грн заработной платы врача, даже если ее повысить, по замыслу министра, на 50%?".
Эксперт скептически оценивает обещание нового руководства Министерства здравоохранения "довести финансирование на СЗ до 5–6 % от ВВП". Ведь финансирование украинской системы здравоохранения на уровне 3% нельзя сравнивать с совокупным финансированием (то есть из разных источников) в других странах. По данным Европейской обсерватории ВОЗ, совокупные расходы на здравоохранение в Украине достигают 8–9% от ВВП в разные годы.
"Имеющийся финансовый ресурс системы здравоохранения значительный, и эффективное его использование должно быть главной задачей МЗ" - подчеркивает эксперт.
Он предлагает отказаться от "размазывания" средств на гарантированные государством медицинские услуги, ведь этого "масла" не замечают ни врач, ни пациент. И, наконец, начать честно говорить о необходимости сооплаты пациентами медицинских услуг.
""Теневые" средства, незнакомые с кассовым аппаратом, ежемесячно тихонько расходятся по разным кабинетам. Без внедрения официальной, через кассу, сооплаты мы консервируем состояние сегодняшней медицины. Выделение дополнительных 5–10 млрд грн ситуацию в здравоохранении не изменит. Надо говорить честно и откровенно, что и в странах, тратящих по несколько тысяч долларов в год на одного пациента, сооплата существует", - считает Рыбчук.
В Украине она тоже есть и касается всех без исключения медицинских услуг, даже при ургентных операциях. Но в "тени".
"Или мы оставляем теневые обороты государственной медицины, или движемся к цивилизованной, прозрачной и понятной для всех системе здравоохранения. Поэтому без пересмотра Программы медицинских гарантий не обойтись", - резюмирует автор.
Подробнее о том, почему теория медицинской реформы разошлась с ее реализацией на практике, читайте в статье Виктора Рыбчука "Откровенно о медицинской реформе" для ZN.UA.