3 недавно предложил разместить на Востоке Украины миротворцев ООН. Хотя в России это кажется мирным разворотом, российский президент на самом деле не мотивирован желанием дружбы.
Его предложение очень похоже на российские действия в Грузии перед 2008 годом, когда он поддерживал наблюдательную миссию ООН в зоне конфликта в Абхазии, а также миссию ОБСЕ в Южной Осетии. По замыслу Москвы, они должны были дополнить российские так называемые "миротворческие" силы. Но вместо того, чтобы добиваться длительного мира, эти шаги были направлены на закрепление присутствия России на территории Грузии.
Об этом в статье для Altantic Council пишут директор Грузинского института политики и профессор политологии Тбилисского национального университета Корнелий Какахия и политический аналитик Джозеф Ларсен.
Они отмечают, что в Донбассе Россия использует военную силу для создания постоянного нерешенного конфликта. Война накладывает интенсивное давление на правительство в Киеве и способствует затуханию импульса реформ и евроатлантической интеграции. Если Украина, Россия и российские марионетки достигнут соглашения о длительном перемирии, то произойдет лишь временная передышка и не более.
По мнению экспертов, Киеву и Западу стоит ждать второй фазы конфликта. Об этом говорит урок, который можно вынести из опыта Грузии, которая стала жертвой российского вторжения в 2008 году. И та война так и не закончилась. Москва только заменила грубую силу на подрывную деятельность. Эта тактика включает также проведение так называемых "границ" между оккупированными территориями и свободной частью Грузии. Этот процесс начался вскоре после окончания горячей фазы войны. Он стал интенсивнее с 2013 года. Несколько раз российские войска и осетинские боевики перенесли эти так называемые "границы" вглубь Грузии.
Создавая эти физические границы, Россия предоставляет постоянный характер абхазскому и осетинскому сепаратизму, а также использует слабость грузинского государства. Это сеет сомнения в обществе относительно жизнеспособности европейского будущего.
"В то время, как Украина и ее союзники обдумывают новые миротворческие форматы, им стоит помнить, что присутствие миротворцев не остановило российское вторжение в Грузию в 2008 году. Так же присутствие мониторинговой миссии ЕС не остановило российскую ползучую аннексию грузинской территории с того времени", - говорится в статье.
Авторы считают, что Украине лучше держаться подальше от таких сделок. Москва предлагает очень узкое присутствие миротворцев ООН, которая исключает охрану украинско-российской границы. Это даст ей постоянный доступ к Донбассу. Эта ситуация полностью будет совпадать с той, которая сложилась в Абхазии и Южной Осетии.
Россия будет настаивать, что любое соглашение о прекращении огня должно дать ей постоянное право вето в Украине, как это было с Грузией. Когда горячая фаза войны закончится, Россия, скорее всего, начнет работу над подрывом украинского суверенитета, используя схожие методы, что и в Грузии.
Во-первых, она продолжит международную кампанию за признание аннексии Крыма вроде той, которую она развернула в поддержку "независимости" Абхазии и Южной Осетии. Россия не добилась успеха в случае с грузинскими территориями, но по Крыму ситуация может сложиться иначе, учитывая то, что популисты в Европе высказываются в поддержку российской аннексии украинского полуострова.
Во-вторых, Россия может начать политику фактической аннексии Донбасса, но официально не будет провозглашать это "присоединение", чтобы избежать международных последствий. Укрепление военного присутствия в регионе даст Москве базу для подрыва правительства в Киеве. Россия постоянно делает так в Абхазии и Южной Осетии, с которыми она подписала так называемые соглашения о "союзе и интеграции" в 2014 и 2015 годах.
По мнению авторов, такие российские действия станут признаком начала второй фазы войны России против Украины. Как и в случае с Грузией, Кремль будет применять против соседнего государства ненасильственные инструменты, чтобы усилить давление на правительство в Киеве и подорвать евроатлантическую интеграцию.
Украина и ее западные партнеры не должны повторить ошибок российско-грузинской войны. Для начала санкции должны остаться в силе даже после того, как в Донбассе установится продолжительный режим прекращения огня.
Недавно специальный представитель США Курт Волкер сказал, что Вашингтон не намерен связывать урегулирования в Донбассе с Крымом. Однако Запад не собирается признавать аннексию полуострова.
Как сообщалось ранее, Волкер выразил мнение, что резолюция ООН по введению миротворцев в Донбасс может быть готова до конца года. По заверениям Волкера, США продолжат давление на Россию с требованием вывести войска с территории Украины.