UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одной из мегаважных задач остается возвращение похищенных Россией детей — Филиппишина

Восстановление инфраструктуры для детей будет побуждать украинцев возвращаться домой. 

Надежда на восстановление инфраструктуры, на работу, самое быстрое налаживание образовательного процесса — это те вещи, которые будут побуждать украинцев, вынужденно выехавших за границу, к возвращению. В том числе и до возвращения 4,8 млн украинских детей (т.е. 2/3 от 7,5 млн детского населения), вынужденно переместившихся из своих домов, считает представитель Уполномоченного ВР по вопросам соблюдения прав ребенка Аксана Филиппишина.

«Нужно понимать, как быстро в послевоенное время дети смогут вернуться к своему месту происхождения. Например, центру "Луч надежды" из Макарова практически некуда возвращаться из-за границы - здание повреждено», - отметила она в комментарии Алли Котляр для ZN.UA.

В частности, по состоянию на 30 мая россиянами было повреждено 1887 учебных заведений (включая 591 детских садов). Из них 180 восстановить невозможно. И анализ этих данных и разработка схемы восстановления «детской» инфраструктуры должен быть одной из задач государства для послевоенного восстановления страны.

«Мы должны иметь аналитику возможности громад, наличия специалистов, которые очень быстро, сразу в послевоенный период смогут предоставлять услуги детям и семьям с детьми. Должна быть сформирована система услуг, которая будет готова к возвращению наших граждан с детьми в свои постоянные места жительства или места, куда они более или менее постоянно переместились из-за разрушений и временной невозможности вернуться на прежнее место жительства», - говорит представительница омбудсмена.

При этом важно проанализировать потребности общин в зависимости от категорий детей — какие услуги они нуждаются сейчас или нуждаются в послевоенный период.

«Понятно, что, прежде всего, это психологическая помощь. Подавляющее большинство детей успели пережить ужасы войны до эвакуации, кто-то получил травмы. Да и сама эвакуация в большинстве своем проходила в травматических условиях — либо под выстрелами, либо среди большого скопления людей. Острыми являются вопросы детей пострадавших, раненых и погибших. Важны реабилитационные услуги по восстановлению», - отметила Филипшишина.

Прежде всего, нужно оценить кадровый потенциал, который может предоставлять услуги, и места, где такие услуги будут предоставляться, ведь они должны быть максимально приближены к клиенту, ребенку и его семье.

Также одним из мегаважных является вопрос аналитического учета детей и их потребностей по разным категориям, которые есть сегодня во время военного положения и появились из-за военного положения. К примеру, дети принудительно перемещены на территорию РФ. В частности, по меньшей мере 2161 детей-сирот, по официальным данным России, вывезли во враждебную страну. В общем же, по состоянию на 30 мая из Украины в РФ вывезено почти 1,5 млн человек, из них — 254 тысяч детей (как с родителями, так и без), находящихся в 568 пунктах временного размещения на территории 55 регионов России

«Здесь единственный путь – международные переговоры. К сожалению, Россия не соблюдает никаких международных стандартов. Согласно Женевской конвенции о защите прав гражданского населения, страна-оккупант не имеет права депортировать или насильственно перемещать гражданское население за пределы оккупированных районов. И в случае, если такое перемещение по какой-то причине произошло, страна-оккупант обязана уведомлять Международный комитет Красного Креста и страну, по которой люди происходят. Россия не делает ни того, ни другого. Поэтому в этом случае это могут быть международные механизмы или на уровне независимых правозащитных институтов. Таких как институции омбудсменов, через которые можно давить на РФ или по крайней мере просить, чтобы информация о перемещении предоставлялась Украине или возможно третьим странам, а затем Украине», - добавила Филипшишина и отметила, что это тяжелый процесс, который движется довольно медленно.

Еще одним важным моментом, по ее словам, является нормирование системы защиты прав ребенка в современные реалии.

«Украине нужно готовить и ускорять законодательные инициативы. Возможно, с отсрочкой вступления в силу — после завершения военного положения, чтобы строительство новых структур не тяготило, например, госбюджет Украины. Тем не менее, юридически государство уже должно понимать, как будет сформирована система органов, будут ли разъединены полномочия по формированию и реализации политики в отношении детей. Практика показывает, что именно в этой области это неэффективно», - подчеркнула правозащитница.

Она напомнила, что выводы работы ВСК еще до начала широкомасштабной войны свидетельствовали о недостаточной эффективности действующей системы защиты детей и содержали рекомендации по ее возможному перестроению.

О том, какими должны быть три первоочередных шага для восстановления в Украине системы защиты прав ребенка по мнению представителей государства и экспертов из общественного сектора, читайте в материале Аллы Котляр для ZN.UA «Дети: три первоочередных шага в послевоенное время».