Одним из ключевых вызовов пандемии COVID-19 для Украины стала неготовность больниц, внесенных в списки опорных для приема пациентов с ковидом, этих пациентов принимать. Примером является скандал, связанный с отказом одной из киевских больниц «Укрзалізниця» принимать пациентов с коронавирусом. Директор Филиала «Центр охраны здоровья» АО «Укрзалізниця» Наталья Белинская в интервью ZN.UA заявила, что больницы таки были готовы принимать пациентов, однако в НСЗУ говорят, что на самом деле ситуация выглядит несколько иначе.
«Центр охраны здоровья" АО "Укрзалізниця" заключил договор с НСЗУ на стационарную помощь при COVID-19 в конце ноября прошлого года. При подаче заявки на заключение договора руководство Центра подтвердило и внесло соответствующие данные в электронную систему здравоохранения, все больницы, представленные в договоре, соответствуют требованиям и готовы были оказывать медицинскую помощь пациентам», - говорится в ответе НСЗУ на запрос ZN.UA.
В начале 2021 года в НСЗУ и в органы местной власти начали поступать жалобы от пациентов, что больницы «Укрзализныци» в Киеве и Одессе не оказывают помощь пациентам. Реагируя на это, в НСЗУ осуществили мониторинговые визиты в больницы Киева. А в Одессе также состоялось выездное заседание профильного комитета ВР.
«В результате этих визитов выяснили: несмотря на то, что при подаче заявки руководство «Центра охраны здоровья» показало, что во всех больницах есть необходимое оборудование и персонал, на самом деле больницы Киева не имеют полного перечня оборудования и не соответствуют требованиям к договору, - отмечают в НСЗУ. - Например, ни одна из больниц «Укрзалізниці» в Киеве не имела исправного источника аварийного электроснабжения. А это ставит под угрозу жизнь пациента, находящегося в палате интенсивной терапии. Также больницы не были в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты персонала, необходимыми лекарствами и расходными материалами».
Отмечается, что из-за грубых нарушений НСЗУ была вынуждена остановить оплату медицинских услуг "Филиала "Центр охраны здоровья" АО "Укрзалізниця" за март 2021 года. Также Служба выставила «Центра охраны здоровья» требование вернуть почти 60 млн гривен. Эти средства акционерное общество получило на лечение пациентов с момента подписания договора с НСЗУ (с ноября 2020 года).
«Вместе с тем следует подчеркнуть, что филиал« Укрзализныци »в Харькове условия договора выполняла и оказывала помощь пациентам с COVID-19. Однако договор заключили с одним юридическим лицом - "Филиал "Центр охраны здоровья" АО "Укрзалізниця". И средства пошли на один счет этого юридического лица. Поэтому деньги придется вернуть в полном объеме», - говорится в ответе на запрос.
По факту нарушений со стороны "Центра охраны здоровья" АО "Укрзалізниця" НАБУ открыло уголовные производства о хищении средств в особо крупных размерах и о внесении недостоверных данных в электронную систему здравоохранения.
«НСЗУ со своей стороны, по закону, готовит претензию "Филиалу "Центр охраны здоровья" АО "Укрзалізниця" и собирает доказательную базу, о том, что учреждения в нескольких городах не соответствовали требованиям. Поскольку в "Укрзалізниці" ответили отказом на требование вернуть деньги. После этого НСЗУ может обратиться в суд о возврате средств», - добавляют в НСЗУ, отмечая, что ситуация, когда медучреждение получает средства из государственного бюджета по Программе медицинских гарантий, а взамен не предоставляет услуг, которые прописаны в договоре, является недопустимой.