UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Украине планируют ввести трехуровневую систему пенсионного обеспечения

Планируется сохранить солидарную, а также ввести накопительную и негосударственную систему пенсионного обеспечения.

Необдуманные заявления относительно прекращения пенсионной реформы, якобы по требованию МВФ, вызвали острую реакцию специалистов и общественности, что заставляет глубже посмотреть на эту проблему, пишет Виталий Мельничук в статье "Пенсионная реформа: бег на месте или новая попытка?" в еженедельнике "Зеркало недели Украины".

Правительство Владимира Гройсмана 6 мая внесло в Верховную Раду проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий" (проект №4608). В случае принятия этого законопроекта нас ожидает действительно другая, трехуровневая ПС, которая позволит со временем решить вопрос достойного пенсионного обеспечения граждан. Рассмотрим, как будет работать каждый из трех уровней новой пенсионной системы после принятия правительственного законопроекта.

Солидарная система. В этой системе предусмотрено полностью ликвидировать спецпенсии. Пенсия всем гражданам, независимо от того, кем и где они работали и какой статус имели, с достижением ими пенсионного возраста будет начисляться по единому закону, по единым правилам. Это касается и депутатов, и судей, и прокуроров, и государственных служащих, и обычных работников. Принцип начисления пенсии в солидарной системе будет следующим: для расчета берется заработная плата, с которой платились взносы в Пенсионный фонд, и общий стаж работы человека.

Накопительная система. Второй уровень пенсионной системы - в случае принятия закона - начнет действовать со второй половины 2017-го. С его введением всем работающим гражданам в возрасте до 50 лет по их выбору в специально созданном государственном Накопительном фонде или в избранном лицом негосударственном пенсионном фонде будут открыты индивидуальные накопительные пенсионные счета. На эти счета ежемесячно в обязательном порядке будут поступать деньги, которые в пользу работающих граждан будут платиться: в 2017 г. - в размере 2% от начисленной работнику зарплаты, с увеличением ежегодно на 1%, до 5% - в 2020-м и последующих годах. Эти деньги с момента их зачисления становятся частной собственностью граждан с правом их наследования. Они являются источником для будущей (второй) пенсии лица, которую оно будет получать из накопительной системы.

Система негосударственного пенсионного обеспечения. Третий уровень пенсионной системы - это негосударственные пенсионные фонды (НПФ), взносы в которые добровольно платятся работодателями или самими гражданами с использованием системы налоговых льгот. С принятием законопроекта №4608 третий уровень ПС ждет активное развитие, поскольку теперь украинцы - участники второго (обязательного) уровня накопительной ПС, а это абсолютное большинство работающих, будут иметь возможность добровольно выбрать для личного пенсионного накопительного счета любой НПФ с соответствующей лицензией. Для защиты от потерь, ради сбережения и приумножения активы НПФ инвестируются в различные финансовые инструменты - государственные и корпоративные облигации, в акции украинских и иностранных эмитентов, в денежные средства, размещенные на депозитах и банковских счетах, в банковские металлы, объекты недвижимости.

Но пенсионные вопросы не были бы пенсионными, если бы вокруг них не возникали интриги. В ВР зарегистрирован альтернативный законопроект №4608-1, авторами которого является группа народных депутатов во главе с председателем комитета ВР по вопросам социальной политики Людмилой Денисовой.

Автор статьи считает, что необходимо "немедленно рассмотреть указанные законопроекты, которые урегулируют дальнейшее проведение пенсионной реформы. Принять за основу правительственный и дополнить лучшими положениями депутатского. Да, правительственный проект небезупречен. Но стратегические вопросы в нем решены правильно, в дополнении с депутатским он является действительно современным и актуальным. Остальные предложения к проекту можно учесть при втором чтении, общественность готова принять в этом участие. Окно возможностей для продолжения пенсионной реформы вновь открылось. Необходимо действовать, доводя дело до конца, а не выдумывать на каждом шагу новый велосипед, прикрываясь "требованиями МВФ" или другими страшилками".

Как писало ZN.UA в статье "Пенсионный фатум", МВФ убежден, что переход к накопительному уровню пенсионной системы требует реформы системы солидарной, и настаивает на повышении пенсионного возраста. Министерство социальной политики - против. Там довольны и солидарной системой, и пенсионным возрастом, и ими же предложенным вариантом накопительной системы, который много месяцев пылится в парламенте и уже морально устарел.