Россия через подконтрольные оккупационные администрации «модерирует» работу военных лагерей и псевдопатриотических клубов ОРДЛО, вербующих подростков на участие в войне против Украины. Такая незаконная деятельность ведется оккупантами с первого года войны, рассказал «Цензор.Нет» заместитель генерального прокурора Гюндуз Мамедов.
«Страна-оккупант через подконтрольные администрации финансово поддерживает военные лагеря и псевдопатриотические клубы. Детей здесь готовят к боевым действиям и навязывают им идеологию сепаратизма и «русского мира», в их несформированные детские головы закладывается ненависть к Украине», - отметил он.
Украинские правоохранители расследуют деятельность более десяти таких организаций: «Молодая Гвардия Донбасса», «Амазонки» (Горловка), «Патриот» (Горловка, Макеевка), «Бастион», «Степные Волки». При этом организаторы «Амазонок» готовят к боевым действиям и мальчиков, и девочек.
Идеология «независимости» псевдореспублик поддерживается в военном лагере «Амазонки», ВПК «Доброволец», «Редут», лагере Луганского казачьего кадетского корпуса им. маршала авиации Ефимова.
Правоохранителям удалось установить двух организаторов таких организаций, одному из них – организатору и идеологу «Амазонок», которая работает на базе Горловской общеобразовательной школы, объявлено о подозрении в создании не предусмотренных законом вооруженных формирований (ст. 260 УК), нарушении законов и обычаев войны (ст. 438), вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 304).
«У нас есть информация, что за весь период вооруженного конфликта осуждено 54 несовершеннолетних гражданина Украины за участие в НВФ РФ. Часть из них проходила обучение в таких ВПК, которые в 2014-2015 годах возникали стихийно, а позже уже начали работать централизовано», - говорит Мамедов.
Заместитель генпрокурора подчеркивает: втягивание несовершеннолетних в войну является грубым нарушением международного гуманитарного права. Согласно статье 4 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, государства-участники должны обеспечивать неучастие в военных действиях детей. Документ ратифицирован и Украиной, и РФ.
«Но, как видим, факты говорят об обратном и мы квалифицируем такие действия оккупанта и их пособников, как военное преступление, а несовершеннолетних, втянутых в вооруженный конфликт – жертвами», - объясняет он.
Осенью прошлого года Офис генерального прокурора направил в Офис прокурора Международного уголовного суда информационное сообщение о политике пропаганды и навязывания военной службы среди детей в оккупированном Россией Крыму. В материалах, переданных в МУС, содержатся факты проведения занятий по тактике и стратегии военных действий, строению современного стрелкового оружия. Детей обучают, как применять определенные виды пехотного вооружения – автомат Калашникова, ручные гранаты.
«Такая политика имеет целенаправленный, систематический и широкомасштабный подход на всей оккупированной территории полуострова, касается детей от дошкольного возраста до совершеннолетия и является инструментом принуждения к службе в армии государства-оккупанта», - добавляет Мамедов.
В период с 2014 по 2020 год украинские суды рассмотрели 41 уголовное производство по факту участия подростков в военных группировках псевдореспублик, часть из них освободили от наказания за добровольный отказ от участия в НВФ. Как работают прокуроры в условиях вооруженной агрессии, будет ли в Украине создан реестр пострадавших, и как украинские правоохранители сотрудничают с МУС, читайте в интервью Анастасии Медведевой с прокурором Донецкой области Евгением Белоусовым.