UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Минобороны скрывают махинации с поставками старых танковых двигателей - эксперт

На танках Т-64 17-й бригады были установлены изношенные двигатели, но поломки пытались списать на некачественные горюче-смазочные материалы.

Командование бронетанкового управления Вооруженных Сил Украины старается скрыть махинации с танковыми двигателями, которые привели к внезапной поломке 35 танков, сообщил в своем блоге на "Корреспонденте" эксперт по вопросам Национальной безопасности Тарас Жовтенко.

По его данным, инцидент произошел в сентябре на полигоне 17-й танковой бригады ВСУ под Мелитополем (Запорожская область). Как заявили военные, на танках Т-64 были установлены новые двигатели, а поломки спровоцировали некачественные горюче-смазочные материалы. Но комиссия экспертов пришла к другим выводам.

Как рассказывает Жовтенко, специальная комиссия была создана из инженеров Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКДБ), завода им. Малышева, представителей Минобороны и др. Экспертам привезли три неисправных двигателя, которые в качестве "вещдоков" сняли с танков 17-й бригады. Комиссия разобрала движки и пришла к выводу: ГСМ соответствовали стандартам, и причина поломки двигателей заключалась не в смазке.

"Это не странно – на Т-64 были установлены двигатели 5ТДФА, которые являются "потомками" двигателей самолетов "Юнкерс" и способны проехать 50 км вообще без масла", - пишет Жовтенко.

Эксперт отмечает, что двигатели, которые якобы были новыми, в некоторых местах оказались изношены едва ли не полностью. Комиссия обнаружила значительный пылевой износ деталей, коррозию металла и другие доказательства многолетней работы моторов.

"Оказалось, армейские чиновники просто-напросто соврали, называя поломанные двигатели новыми. Их реальный возраст, чтобы бы точно определить причины поломки, военные так и не сообщили. Комиссия пришла к однозначному мнению – танковые двигатели вышли из строя в результате нарушение порядка их хранения и расконсервации", - отмечает Жовтенко.

По его словам, выводы комиссии были сделаны на основе результатов экспертизы только двух двигателей. Третий "вещдок" не стали разбирать в связи с получением письма от руководства бронетанкового управления ВСУ. Генерал-майор Юрий Мельник предписывал закончить работу и не проводить экспертизу третьего двигателя.

Как известно, в июле Мельник уже задерживался детективами НАБУ вместе с руководством Львовского бронетанкового завода. Генералу инкриминировали покупку бывших в эксплуатации и часто нерабочих танковых двигателей под видом новых, что привело к растрате бюджетных средств.

В 2015 году вместо новых двигателей для танков Т-72, Мельник вместе с соратниками закупил бывшие в употреблении моторы. Более того, в 2008-2009 годах эти самые двигатели, в том числе и нерабочие, были проданы как избыточное имущество Минобороны. Двигатели 2-й категории были выданы за двигатели 1-й категории, что привело к завышению стоимости и нанесло ущерб государству почти на 30 млн гривень, напоминает автор.

"Похоже сейчас мы стали свидетелями последствий очередных афер генерала Мельника с танковыми двигателями – опять под видом новых движков пытаются "впарить" старье. Потому в Минобороны и не спешат придавать огласке инцидент в Мелитополе. Потому в бронетанковом управлении ВСУ стараются спрятать следы и переложить ответственность за поломку 35 танков на поставщиков топлива и ГСМ", - сказано в статье.

Жовтенко подчеркивает, что летом Мельнику удалось уйти от ответственности и он провел в СИЗО всего 10 дней, а после поручительства народных депутатов вышел на свободу. Сейчас ситуация может повториться, резюмирует автор.

Напомним, что 14 июля Национальное антикоррупционное бюро Украины под руководством прокуроров САП задержали ряд должностных лиц ВСУ и ГП "Львовский бронетанковый завод" по подозрению в присвоении имущества.

Сообщалось, что должностные лица ВСУ в сговоре с чиновниками Львовского бронетанкового завода, учредителем ООО и при участии фиктивных фирм реализовали коррупционную схему по закупке старых запасных частей к бронетанковому вооружению.