UA / RU
Поддержать ZN.ua

"В "ДНР" нам еще норм было, россияне относились к нам как к животным" — воспоминания медика из Мариуполя

В российском плену уже более 100 дней находятся большинство медиков Мариупольского военного госпиталя.

Медики 555 военного госпиталя г. Мариуполя, два месяца спасавших раненых под обстрелами, уже 100 дней, находятся в плену. Все это время их родные ничего не знают о судьбах близких, среди которых очень много женщин, а их фото без фамилий и уточнения, что это медики, публикуют в одном из российских телеграмм-каналов.

"100 дней. Это много или нет? Для кого как. Сегодня будет 100 дней, как мы совсем ничего не знаем об Елене. 100 дней ужаса и тьмы. Без всякого проблеска солнца. И не только мы, и не только об Елене. Внимательно посмотрите на все эти лица. Всмотритесь в эти 82 фотографии. 82 семьи в разных уголках Украины потеряли свое солнце, они бродят во тьме. Потому что на свете существа, которые взяли за цель превзойти все зверства нацистов”, - написал в Facebook близкий одной из пленных Андрей Кривцов.

Он рассказал, что ему удалось пообщаться с двумя медиками, которых уже обменяли. Они рассказали, что когда в военный госпиталь в Мариуполе попал российский снаряд, всех медиков эвакуировали в резервные базы в бункерах на заводах Ильича и Азовсталь. Так, весь личный состав госпиталя был разделен на две группы.

“Это произошло 12 апреля. Мы подчинялись 36-й бригаде. Ни у кого из персонала не было автомата или пистолета, речь идет и о медицинском, и о немедицинском персонале, мы не могли сами по себе защищаться от врага. И когда 36 бригада уже не могла вести оборону своих позиций, мы оказались в очень затруднительной ситуации, возможности выйти из окружения не было, к тому же в бункерах оставалось очень много раненых - так и попали в плен”, - рассказала о захвате в плен одна из медиков.

Читайте также: “Все время думали о еде. Ты поел – и уже опять есть хочется”: защитник “Азовстали” рассказал о российском плену

Сначала пленных доставили в пгт. Сартана, где содержались в ангаре. Пленным приходилось спать на бетонном полу.

“В окнах были выбиты стекла, дни тогда были очень холодные, дождливые, так что легко представить, насколько было холодно в тех ангарах. Через двое суток нас перевезли в Оленивку. Условия пребывания действительно ужасающие, очень малая камера, рассчитанная на двоих – на самом деле нас там было 13. Туалет в камере неисправен, но в нормальном нас не выводили. Кормили трижды в день, по количеству еды мне лично хватало, давали много хлеба – это спасало. Относительно питьевой воды – в принципе, ежедневно возможно где-то литра 3 давали, но она была невкусная и мы даже думали, что ее набирали прямо из-под крана. Еду давали в грязной посуде, было понятно, что кто-то из них к нам уже ел. Никакого душа, никаких условий для поддержания элементарной гигиены тела. Ярко запомнила, что ночью очень громко включали во все здание музыку, из-за чего мы не могли спать. На пятый день пребывания в Оленивке нас организованно вывезли в Таганрог. Водитель автобуса говорил, что это последний этап перед обменом. Пытались верить в лучшее. Когда попали в РФ, в Таганрог, я поняла, что в "ДНР" нам еще норм было, поскольку отношение россиян к нам было как к животным”, - рассказала женщина о пережитом ужасе в российском плену.

В Таганроге пленных полностью переодели и запретили брать какие-либо личные вещи, дали две минуты на очень холодный душ, а также собрали образцы ДНК — прядь волос, отрезок ногтя, отпечатки пальцев.

“Условия пребывания там были лучше чем в Оленивке, у каждого своя кровать, более комфортный туалет (это именно в моей камере), первые дни было холодно, потом выдали бушлаты. На кроватях сидеть нельзя, иногда даже гоняли, чтобы мы и на скамейках не сидели. Выходит - целый день на ногах”, - рассказала пленная.

В российском СИЗО пленных женщин расселили по 2-6 человек в камеру. Кормили трижды в день, однако еда была ужасного качества и в недостаточном количестве, иногда на ужин давали только кислую кашу. Раз в неделю пускали в горячий душ.

“В 6 подъем, в 22 отбой, бывали дни, иногда по усмотрению надзирателей нам объявляли отбой где-то в 23-24:00. Нашу камеру - ни разу не вывели на прогулку, то есть все это время мы сидели закрыты в четырех стенах”, - добавила освобожденная из плена.

Читайте также: Сохраняйте спокойствие и верьте в возвращение — Тайра дала совет родственникам пленных защитников Украины

Пленным не разрешали кому-то звонить или писать письма, не допускали представителей ООН или Красного Креста, проводили регулярные допросы, и вообще на людей оказывали постоянное давление.

“Нам постоянно говорили: «Зеленский объявил вас предателями, вас никто не ждет и никто не будет обмениваться», «Когда вы приедете в Украину, вас там посадят/убьют», «Украины уже почти нет, вам легче дождаться, когда будет всюду Россия», «Наша сторона готова хоть сейчас вас отправить, но Украина тормозит процесс». Принуждали изучать гимн, герб, флаг РФ, позорное стихотворение «Простите нас родные россияне» и прочее”, - добавила женщина.

Андрей Кривцов отметил, что это небольшая часть интервью, которую он может обнародовать, ведь все остальное – либо слишком ужасно для публикации, либо закрыто для огласки на время следствия.

Он отметил, что во время встречи с представителем МККК родным пленных было названо ориентировочное число взятых в плен у 8000 человек. Он призвал больше говорить о пленных украинцах, потому что огласка гарантирует хотя бы сохранение их жизни, а также возможное освобождение.