Пока неизвестно, как долго продлится пандемия, а также связанные с ней неопределенность, социальная и культурная хаотичность, импровизационные попытки реагирования на новые вызовы в высшем образовании. Мы не знаем, сколько времени пройдет, пока мы окажемся в post-covid мире. Однако уже сейчас прослеживаются некоторые вероятные особенности высшего образования в этом мире. Об этом в своем материале для читателей ZN.UA пишут ректор ХНУ им. Каразина Виль Бакиров и эксперт по аккредитации образовательных программ НАОКВО Марк Агарков .
Первая особенность. Высшую школу ожидаетдоминирование дистанционного (онлайн) формата преподавания и обучения. Это означает радикальное изменение методик, дидактических и психологических моделей преподавания, становление и развитие цифровой педагогики. Это грандиозный вызов для высшего образования, сегодня до конца не осознаваемый, о чем свидетельствуют победные реляции некоторых университетов об успешном переходе на дистанционный и смешанный форматы обучения и решении всех связанных с этим проблем.
Вторая. Высшую школу ожидает, к величайшему сожалению, радикальное уменьшение живого и непосредственного общения в университетских стенах, обеднение полноценной студенческой жизни, ради которой (а не только ради знаний и профессиональной подготовки) студенты еще со времен создания «Гаудеамус игитур» отправлялись учиться в университеты, приобретая там опыт социальной, общественной, культурной и свободной жизни, новый символический и социальный капитал. Это, несомненно, девальвирует ценность университетского обучения, актуализирует востребованность краткосрочных специализированных онлайн-курсов и, соответственно, бурное развитие существующих и новых массовых онлайн-курсов, таких как Coursera, Udacity, Khan Academy, FutureLearn, edX, Canvas Network и других.
Третья особенность. Не исключено, что процесс глобальной интернационализации высшего образования приостановится, и иностранные студенты будут предпочитать дистанционное зачисление и обучение, что резко сократит финансовую базу многих университетов.
Четвертая. Не сложно предусмотреть риски выпадения высшего образования из приоритетных сфер государственного финансирования, что вместе с кризисными процессами в экономике и сокращением заказов от частного бизнеса поставит многие университеты на грань банкротства.
Пятая особенность. Сокращение финансовых возможностей университетов негативно скажется на их кадровой политике. С одной стороны, неизбежны сокращение, перевод значительной части профессоров и преподавателей на частичную занятость и временные контракты, что усилит тенденции к прекариатизации научных и научно-педагогических работников. С другой — это сократит приток на преподавательские должности талантливой творческой молодежи и ухудшит качество как преподавания, так и научной активности в университетах.
Изменится как общий ландшафт высшего образования, так и его место среди базовых социальных институтов, его отношения с общим социальным, политическим и экономическим окружением. Будут происходить преобразования во внутренней жизни университетов, в управлении, отношениях администрации и персонала, усилится расслоение преподавательского состава по возрастным признакам, научной эффективности и цифровой компетентности.
Безусловно, возврата к старым временам не будет. Поэтому важно уже сейчас вырабатывать стратегическое видение адаптации ЗВО к «новой нормальности», готовиться к нелегкой жизни в постковидное время.
Когда мы обсуждаем последствия пандемии для стран, то обычно имеем в виду экономику медицину, здоровье граждан. Между тем, не менее серьезные последствия пандемия будет иметь и для высшего образования. Ведь переходом на занятия в режиме онлайн дело не ограничится. Существующие модели высшего образования могут испытать под влиянием пандемии таких глубоких изменений, что не смогут восстановиться в своем прежнем виде. Как оценивают будущее университетов международные эксперты - читайте в статье Виля Бакирова и Марка Агаркова «Пандемия может навсегда изменить высшее образование».