UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украине стоит сосредоточиться на реформах и не пытаться играть в геополитику – Bloomberg

Автор пишет, что согласно с "теорией игр", украинский конфликт возможно приближается к своему завершению.

Если Россия остается упорно агрессивной в отношении Украины и считает Запад врагом во всех других областях глобальной политики, тогда почему Госсекретарь США Джон Керри поехал в Сочи на встречу с президентом Владимиром Путиным? Это первый его визит в Россию с тех пор, как ее армия оккупировала Крым.

Возможно, это был даже не детский шаг к нормализации российско-американских отношений, а признак, что стратегическое взаимодействие стран близко к тому, что в теории игр называют "окончательным результатом".

Об этом на страницах Bloomberg пишет Леонид Бершидский. Он напоминает, как экономисты Ричард Эриксон и Лестер Зигер попытались проанализировать все статьи в наиболее влиятельных западных СМИ о войне в Украине и применили "теорию возможных ходов" для того, чтобы смоделировать вероятные дальнейшие шаги сторон. Их выводы, по мнению Бершидского, достаточно интересные, несмотря на то, что "теория игр" не учитывает личностные качества, историю и эмоции.

Ходы в игре – это односторонние политические шаги. Например, Россия вторгается в Восточную Украину, а США усиливают санкции в ответ. Вместо того, чтобы действовать, игрок может пропустить ход или изменить свою политику. Когда оба игрока пропускают свой ход одновременно, игра заканчивается.

В модели Эриксона и Зигера в распоряжении России есть три основные политики: "Пошли отсюда" или выбор оставить Украину в покое, "Дестабилизация", которая предусматривает продолжение поддержки пророссийских боевиков и давления на украинскую экономику, "Вторжение" или отправка армии России на открытую войну против украинцев.

В это же время, у Запада тоже есть три возможные хода: "Ведение дел, как обычно", который предусматривает закрытие глаз на то, что Россия делает в Украине, "Санкции" или усиление экономического давления, "Военная поддержка" - передача вооружения Украине.

Сторонники Путина хотели бы, чтобы стратегия игры развивалась по сценарию, когда Россия пользуется ходом "Дестабилизации", а Запад выбирает "Вести дела, как обычно". Это бы означало, что Запад не должен был ничего делать после того, как в Украине свергли режим Виктора Януковича, а Москва начала агрессивно действовать против соседней страны. В Кремле же заявляют обратное. Якобы это именно Запад вмешался во внутреннюю политику Украины, а российская сторона была "вынуждена действовать". Но это очень сомнительное утверждение, поскольку известно, кто как действовал на протяжении прошлого года.

Зато экономисты считают, что сейчас Россия точно не хочет делать шаг под названием "Пошли отсюда" и агрессивно отвечает на любые шаги Запада в ответ. США и ЕС, в свою очередь, в основном готовы реагировать на эскалацию конфликта, которую провоцирует Москва. Но при этом они избирают наиболее вялые и не решительные варианты ходов.

Эриксон и Зигер отмечают, что роль Украины в этой игре определяющая. Поскольку ее ходы на своей территории меняют поведение России. К примеру, Москва решилась на прямое вмешательство, когда в 2014 году украинская армия была близка к тому, чтобы окончательно разбить силы пророссийских террористов.

Таким образом, согласно "теории игр", существуют 13 различных сценариев развития событий, которые зависят от тех или иных комбинаций ходов сторон. Поэтому следует вычислить в такой способ наиболее выгодные политические линии для каждого игрока.

Наиболее сбалансированным на сегодня стал сценарий "дестабилизация-санкции". Согласно им, Россия подрывает порядок в Украине, создавая замороженный конфликт, который блокирует укрепление демократической и ориентированной на Запад страны. В ответ Запад вводит все новые санкции, наказывая Россию экономически за "плохое поведение".

Еще один вероятный сценарий – "вести дела как обычно-дестабилизация". Он возможен в том случае, если в Вашингтоне и Брюсселе решат, что экономические потери от конфронтации с Москвой не стоят того, чтобы поддерживать демократическую и экономически развитую Украину. Поэтому они могут позволить Кремлю достичь своих геополитических целей ради собственной экономической выгоды.

В любом случае, если обе стороны поступят рационально, то им удастся избежать "координационной ловушки", в которой Россия начинает полномасштабное вторжение в Украину, а Запад оказывает ей военную поддержку. В это же время, Бершидский считает, что рассчитывать на рациональность Путина не приходится. Это фактически тождественно "прыжку веры": или пан, или пропал.

Если воспользоваться сценариями Эриксона и Зигера, то окончательное завершение возможно всего за несколько ходов от того этапа, на котором противостояние России с одной стороны и Украины и Запада с другой находится сегодня.

"На самом деле, вполне возможно, что мы уже на пороге перед концом игры. Россия продолжает дестабилизировать Украину, а Запад и не думает отменять санкции. Единственное, что остается, - это формально утвердить создание замороженного конфликта по примеру Приднестровья в Молдове, поскольку ни одна из сторон не готова делать новые ходы", - говорится в статье.

Автор пишет, что Керри приехал в Россию для того, чтобы стороны наконец-то признали свои разногласия во взглядах на Украину и начали сотрудничать в решении других международных конфликтов, таких как Сирия и Иран, где их совместные действия все еще могут быть конструктивными.

Для Украины роль субъекта в игре больших стран может быть оскорбительной. Но ей стоит отнестись к этому иначе. Если она сможет успешно измениться и стать демократией западного образца с открытой экономикой, она сможет противостоять попыткам России дестабилизировать ее. Таким образом, все стратегии Москвы для влияния на Киев будут не эффективными. По мнению автора, осознание Украиной того, что она ничего не решает в конфликте и все зависит от крупных игроков, может даже пойти на пользу. Поскольку так она может сосредоточиться на решении внутренних проблем.

Ранее издание Forbes писало, что в Украине начинаются реальные реформы и это плохая новость для Путина. В частности, издание отметило попытки Киева избавиться от коррупции, с которой украинцы имеют дело повседневно.

В это же время, в Еврокомиссии указали руководству Украины на медлительность конституционной и судебной реформ. Вице-президент ЕК приветствовал усилия последних месяцев во внедрении реформ в Украине, однако подчеркнул, что многое еще нужно сделать и как можно быстрее.

"Свобода, демократия, процветание имеют цену. Ценой экономического развития являются структурные реформы. Чем больше вы с ними будете медлить, тем выше будет цена", - сказал он.

В это же время, Кабмин отчитался о выполнении реформ для ассоциации с ЕС.