В январе правительство Чехии объявило о плане удвоить квоты на выдачу разрешений на трудоустройство граждан Украины, увеличив их с 9,6 тысяч до 19,6 тысяч в год. Три года назад квота не превышала 3,8 тысяч разрешений. Послание Праги очевидное: украинские рабочие не просто желательны в стране, они стали жизненно важными для чешской экономики.
И Чехия не единственная страна в Центральной и Восточной Европе, которая пытается привлечь больше заробитчан из Украины, чтобы компенсировать отток своего населения.
Об этом в статье для Atlantic Council пишет Питер Дикинсон. От Балтии до Балкан правительства ослабляют регуляцию трудоустройство, ища способы увеличить наплыв украинских заробитчан. Многие из них активно занимаются поиском кадров в самой Украине, размещая билборды в городах и городках с рекламой сезонных работ или полноценной эмиграции. Другие открыли специальные агентства и запустили мультимедиа-кампании, сражаясь за Клондайк человеческих ресурсов, которыми стали квалифицированные украинцы, которым сильно недоплачивают.
Не удивительно, что импорт сотрудников стал такой популярной идеей в регионе. Центрально-Восточная Европа страдает от "идеального шторма" демографического сокращения, который грозит подорвать политический и экономический прогресс, достигнутый за последнюю четверть века. Низкий уровень рождаемости, высокая смертность, масштабный отток молодежи в более богатые страны Западной Европы могут создать ситуацию, в которой пенсионеров окажется больше, чем трудоспособных людей.
Этот феномен делает регион уникальным. Согласно данным ООН, десять стран с самым быстрым темпом сокращения населения - это посткоммунистические страны в Восточной Европе. Украина занимает заметную роль среди них. Эксперты прогнозируют, что к 2050 году ее население сократится на 18%. Также в список ООН вошли Болгария, Хорватия, Сербия, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Румыния и Польша. В течение следующих 30 лет каждая из этих стран может потерять как минимум 15% своего населения. Демографы говорят, что такие масштабы уменьшения населения еще не наблюдались за исключение периодов войны.
Почему Центральная и Восточная Европа видят в Украине решения своих демографических проблем? Цена, навыки и географическая близость делают украинцев привлекательными экономическими иммигрантами. Экономический обвал после вторжения России в 2014 году усилил экономическое неравенство между Украиной и ее соседями-членами ЕС. Украинцы получают самую маленькую среднюю зарплату в Европе, что делает умеренные доходы в центральноевропейских странах привлекательными. Географическая близость позволяет нанимать украинских специалистов, которые отличаются хорошей рабочей этикой и высоким уровнем образованности, в очень короткие сроки.
Возможно, наиболее привлекательным качеством украинских мигрантов для Центральной и Восточной Европы стала их культурная совместимость. Западная Европа уже давно использует иммигрантов из Африки и Азии для решения своих демографических проблем. Но в центрально-восточном европейском регионе этот рецепт политически токсичен. Электорат неоднократно демонстрировал свою позицию против иммиграции из неевропейских стран и мультикультурализма. Эти кардинально различные подходы к иммиграции вызвали конфликты между старой и новой Европами, что привело к подъему популизма и национализма в Польше и Венгрии. Украинцы стали "меньшим злом" для региона, которому остро нужна рабочая сила, но он боится потерять исторический характер.
Польша даже попыталась получить политическую выгоду от наплыва заробитчан из соседней страны, называя их "беженцами". Варшава настаивает, что она не будет выполнять квоты ЕС на прием настоящих беженцев с Ближнего Востока и Африки, потому что у нее и так якобы слишком много украинцев, которые бежали от агрессии России. Это утверждение убедило некоторых в Брюсселе, но раздражает Киев. На самом деле, почти никто из украинцев, которые переехали в Польшу с 2014 года, не имеют статуса беженцев. Они экономические мигранты, которые ищут высоких зарплат и больших перспектив, как и миллионы поляков, которые покинули родную страну и переехали в Западную Европу.
И пока дебаты о статусе украинской общины в Польше продолжаются, ни для кого не новость, что наплыв украинцев изменил польское общество. Присутствие украинцев в городах Центрально-Восточной Европы становится нормой. Не исключено, что за десятилетие они станут доминирующим меньшинством в целом регионе.
Но отток людей в соседние страны становится большой проблемой для самой Украины, которая может привести к большей катастрофе, чем прогнозирует ООН.
Ища способы предотвратить неминуемую беду, украинские чиновники поймут, что нет другого краткосрочного решения, кроме как закрыть границы страны. Завершение конфликта на Востоке Украины, безусловно, поможет сократить краткосрочный давление, созданное вынужденно перемещенными людьми. Но пока украинские зарплаты и уровень жизни не приблизятся к уровню соседних стран-членов ЕС, население будет и дальше покидать Украину.
Эти тенденции нанесут сильный удар по региональных центрах и сельской местности. После распада СССР украинские села и так пережили значительное сокращение количества жителей. Они и до сих пор страдают от нехватки инфраструктуры и экономической инерции. Такие региональные реалии придадут важности процессу децентрализации, поскольку малым райцентрам придется напрямую конкурировать с жизнью в ЕС.
Автор отмечает, что украинские региональные общины уже имеют больший доступ к государственному финансированию. Это дает им шанс бороться за население, создавая привлекательность отдельных районов. Но координация нужна для того, чтобы поддержать региональные общины и убедить украинцев в том, что они могут построить лучшее будущее для себя и своих детей в родной стране. Лучшие дороги, школы, здравоохранение поощрят людей остаться в родном городе, даже если их зарплаты не такие высокие, как в других странах.
В долгосрочной перспективе, ничто не помешает украинцам голосовать чемоданами и переездами, если Украина не станет более конкурентной. Нынешняя пропасть между стандартами жизни в Украине и даже беднейших странах ЕС делает дальнейший отток населения неизбежным.
Как писало ZN.UA, к 2045–2050 гг. Украина войдет в десятку стран с самым низким соотношением населения трудоспособного и пенсионного возраста (2,03).