UA / RU
Поддержать ZN.ua

У Украины будет «Мрия»: конструктор рассказал, сколько стоит восстановление самолета

По мнению Анатолия Вовнянко, сейчас лучше сосредоточиться на построении современных самолетов для ВСУ, например Ан-178.

Генеральный директор ГП «Антонов» Евгений Гаврилов 7 ноября сообщил, что Украина начала отстраивать уничтоженный россиянами в Гостомеле Ан-225 «Мрия». Стоимость восстановления крупнейшего самолета в мире Гаврилов оценил в 500 миллионов евро.

Сразу после уничтожения самолета в «Укроборонпроме» называли цифры в 3 млрд долларов, в мае цена восстановления «снизилась» до 800 миллионов – такую сумму назвал президент Украины Владимир Зеленский.

«Сейчас достройка второго самолета Ан-225 (крылья и фюзеляж были построены в 1988-1989 годах) с использованием части агрегатов, хвостового оперения, оборудования, двигателей и шасси оставшихся от первого самолета будет стоить около 150-190 млн долларов», - объясняет экс-ведущий конструктор, руководитель службы конструкторов по проектированию, построению и сертификации самолета Ан-225 Анатолий Вовнянко.

В качестве примера конструктор приводит цены на проектирование «с нуля» современных самолетов такого же класса.

В то же время, средняя зарплата рабочих, конструкторов и инженеров на Airbus и Boeing – пять-семь тысяч долларов в месяц, а у ГП «Антонов» 500-700 долларов.

«В одной из беднейших стран мира только на восстановлении одного самолета «Мрия» (из двух ранее построенных) руководители ГК «Укроборонпром» хотят положить себе в карманы более 600 млн долларов», – отмечает конструктор.

Является ли проект по восстановлению «Мрии» экономически выгодным? Анатолий Вовнянко считает, что нет. По его оценкам, понадобится около 100 лет, чтобы вложенные в восстановление средства окупились. К тому же, ГП «Антонов» давно находится в критическом состоянии и неизвестно, сможет ли завершить этот проект.

«Непонятно, зачем двигаться в прошлое, а не в будущее? Самолет Ан-225 был построен в СССР и совершил первый полет 21 декабря 1988 года. Сначала он разрабатывался для транспортировки ОК "Буран" и ракеты "Энергия", а после распада СССР начал один-два раза в год использоваться для перевозки грузов. Во время пика пандемии коронавируса самолет начали больше использовать для перевозки медицинского оборудования», - аргументирует конструктор.

В «Укроборонпроме» предлагают отстроить самолет в память о погибших летчиках, защищавших украинское небо. Но реальным шагом в будущее, увековечением памяти героев и помощью ВСУ, по мнению конструктора, станет строительство новых Ан-178, каждый из которых может носить имя погибшего.

В 2020 году между ВСУ и ГП «Антонов» был подписан контракт на поставку трех самолетов Ан-178. На сегодняшний день планер официально готов на 80%. В нем должны были заместить российские комплектующие авионики, без которой самолет не взлетит в небо. Но на первом опытном самолете, на котором будут проводить сертификацию, осталась значительная часть российских комплектующих.

«В настоящее время основным транспортным самолетом ВСУ является самолет Ил-76. Это отличный самолет, созданный 51 год назад, и который через 10-15 лет завершит свой жизненный цикл в Украине. Стоит начать разрабатывать ему на замену новый украинский самолет, например, Ан-188. Причем разработку необходимо производить с подключением иностранных партнеров, чтобы иметь средства для разработки и рынки сбыта», - отмечает конструктор.

Кроме того, по его мнению, необходимо вместе с военными определиться, какие еще самолеты им нужны для решения логистических и учебных проблем современной армии: возможно, самолет на замену Ан-26 или самолет типа Ан-28 или Ан-38. Есть смысл вместо восстановления прошлого сосредоточиться на построении будущего.

Читайте также: АН-225 "Мрия" это фетиш советской промышленности, рынок не нуждается в таких самолетах — инженер-испытатель

ZN.UA уже писало о проблемах, с которыми сталкивается авиастроительная отрасль. А также о том, как  Украина сорвала реализацию крупного проекта по поставкам и развертыванию производства самолетов Ан-178 в Азербайджане. Подробнее читайте в текстах Дмитрия Менделеева «Авиастроение судного дня…» и Дмитрия Кивы «Почему Ан-178 не долетел до Азербайджана?».