Современные дети и подростки все чаще сталкиваются с высокой тревожностью. От них все чего-то ждут, чего-то хотят, и никогда, ни в какой момент не оставляют их в покое. Они постоянно должны соответствовать каким-то нормам.
"У современных детей ужасная ситуация. Нет никакого "достаточно". Нет никакого пакета требований, как раньше. Если ты выполнил вот эти семь пунктов (закончил четверть без троек, вымыл уши, помог маме вымыть посуду, не обижал сестру и т.д.), то ты - хороший мальчик. Пакет требований в разных семьях мог быть разным.., но в любом случае это был понятный пакет. За его пределами была твоя жизнь. Ты это сделал, и дальше никто не контролирует, что ты делаешь", - отмечает известный психолог Людмила Петрановская в интервью ZN.UA.
У современного ребенка этого нет, нет никакого достаточно, нет никакой твоей жизни. Если ты сделал это, то вот же у тебя еще два часа свободны, куда пошел? Если закончил без четверок, то почему не олимпиада? Ни в одном месте ребенок не может сказать: "Фух, дело сделано, я пошел гулять".
"Если ребенок в компьютере сидит… Ведь эти вопросы про гаджеты чаще всего не потому, что все боятся близорукости или каких-то других вредных последствий, а потому, что "ребенок теряет время". А мог бы…", - добавляет она.
В такой ситуации не приходится удивляться росту пищевых расстройств, самопорезов и обсессивно-компульсивных расстройств у подростков, считает эксперт.
По ее мнению, зачастую "родительский невроз" связан с тем, что взрослые сами не умеют жить в такой ситуации. Родителям кажется, что чем больше у ребенка даже мелких и ненужных в будущем знаний, тем лучше они справились со своими обязанностями. Чем больше кружков он посещает, и делает это только, чтобы от него отстали, тем лучше сложится его жизнь.
"И если бы можно было сходить, допустим, на два кружка, даже через ненависть, а потом заниматься своими делами. Но нет. "Ты почему занимаешься без интереса? Почему ты ничем не увлечен? Что ж ты за человек-то такой?". И нет спасения, в том-то и дело. Странно, что у них только ОКР. И мы ведь сами приводим их в это состояние. Некоторые дети мастурбируют во время контрольных, с первых по последние классы…", - объясняет психолог.
Петрановская советует разбираться, где родительские претензии, которые ребенок не может выполнить, он ведь не целые сутки тревожный. Есть моменты, когда он расслаблен, настроен на взаимодействие. А есть моменты, когда он собран, потому что реально пытается выжить.
"Когда в выпускном классе девочка спрашивает: "А если я не сдам ЕГЭ?" (в Украине – ВНО – ред.). Что значит "не сдам"? Почти не бывает такого, чтобы выпускник не получил аттестат и не выпустился из школы. "Не сдам" означает не сдам на отлично. "Моя мама этого не переживет"... В смысле не переживет? Под поезд бросится что ли? Ну откуда у ребенка эта фантазия о том, что это настолько непереносимо для родителей, что ребенок за них боится. И эта истерика начинаются с первого класса. В том числе при содействии учителей", - подчеркивает она.
Ребенок чувствует себя могущим, когда родители возвращают ему эту его могущественность, которая есть у всех детей до пяти лет – их магическое мышление, когда они могут изменить весь мир.
"Когда у ребенка есть точка покоя, чтобы посмотреть, что вообще происходит вокруг, понять, к чему он стремится, он тогда развивается гораздо лучше", - добавляет Петрановская.
Подробнее о том, как воспитать детей, готовых к вызовам современного мира, читайте в интервью Людмилы Петрановской для ZN.UA.