UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тщательно спланированная гибридная операция россиян на ЗАЭС может изменить ход войны, но ядерный взрыв там невозможен — генерал-майор ВСУ

Потенциально опасна аварийная остановка работы реактора.

Россия начала обстреливать Никополь, Марганец и другие н.п. в этом районе, чтобы спровоцировать огонь нашей артиллерии в ответ, обвинить Украину в обстреле Запорожской АЭС и, нагнетая обстановку, опять же, заставить Украину и наших партнеров перевести конфликт в формат нескончаемых переговоров, так необходимых РФ во избежание неминуемого военного поражения. Способ действий агрессора определяется двумя словами — ядерный шантаж. При этом в возникновении этой ядерной угрозы обвиняется Украина. Об этом в своем материале для ZN.UA "Гибридный побег от военного поражения" пишет независимый эксперт, генерал-майор ВСУ Сергей Савченко.

"Это широкомасштабная, тщательно спланированная гибридная операция стратегического уровня. В случае ее успешного проведения эта операция способна изменить течение войны, - объясняет эксперт. -  Она представляет собой классический пример операции, составляющими которой являются взаимосвязанные операции низшего уровня. Эти операции проводятся по единому замыслу и плану по военной (захват АЭС, обстрелы станции российскими войсками), информационной (обвинения ВСУ в обстрелах станции, запугивание ядерным взрывом, формирование панических настроений у населения как Украины, так и  стран Европы) и политической (вынесение абсурдных обвинений Украине и странам Запада в создании угрозы ядерной катастрофы мирового масштаба) операционным линиям. Судя по масштабности и последовательности действий, они не спонтанные. Эти операции заранее спланированы. Вероятно, еще до начала агрессии они предусматривались как запасной вариант действий". 

Реально ли угрожает миру ядерный армагеддон?

Реакторы на Запорожской атомной станции отличаются от реакторов Чернобыльской АЭС, объясняет Савченко. В качестве ядерного топлива в них используется низкообогащенный уран. Его в реакторах недостаточно для создания критичной массы, которая понадобилась бы для ядерного взрыва. Ядерный взрыв невозможен по определению. Это законы физики. Но катастрофу именно такого уровня вырисовывает российская пропаганда во время проведения информационной операции.

"Разрушение корпуса реактора путем внешнего влияния практически невозможно из-за устройства защитных конструкций. Они состоят из 20- сантиметровой металлической капсулы и полутораметровой защитной оболочки из сверхпрочного бетона. При этом нужно дополнительно учитывать защитные свойства внешнего сооружения, внутри которого находится реактор, - продолжил эксперт. - Но, безусловно, аварийные ситуации, в том числе и опасные, в условиях ведения боевых действий возможны. Тем более, если создание такой ситуации будет сознательно инициировано захватчиками". 

По его словам, потенциально опасна аварийная остановка работы реактора. После отключения реактора нужно продолжать его охлаждение еще какое-то время, до снижения температуры в нем до безопасного уровня. Это обеспечивает систему защиты, которая состоит из отдельных функциональных составляющих, на назначении которых мы не будем останавливаться. В случае разрушения одной или нескольких из них или нарушения механизмов, связывающих их с реактором, возникает угроза разрушения внутренней оболочки реактора или контура его охлаждение под влиянием сверхвысоких температур. Это, в свою очередь, может привести к выбросу радиоактивных веществ.

"Конструктивно предусмотрены несколько уровней защиты от такого развития событий. Но они могут быть сознательно и целеустремленно разрушены оккупантами. Здесь может действовать только сознательный человеческий фактор, - добавил Савченко. - Кроме этого, следует отметить, что возникновение аварийной ситуации и ее развитие растянуты во времени. У обученного персонала есть время и возможность повлиять на угрозу аварии и не допустить ее реализации". 

Согласно Международной шкале ядерных событий, определены семь уровней аварийных ситуаций, в зависимости от их опасности. Масштабы аварии, интенсивность выброса наружу носителей радиоизлучения зависят от того, какие именно системы защиты выходят из строя, происходит это с отдельными из систем или со всеми одновременно. Таким образом, возникает потенциальная возможность создать, так сказать, подконтрольную, управляемую внешними действиями аварийную ситуацию, предупредил он.

"Именно такой вариант может использовать враг, чтобы достичь цели - избегание военного поражения, - добавил Савченко. - Вряд ли оккупантам удастся путем примитивных угроз заставить нас и партнеров прекратить вооруженную борьбу за освобождение нашей территории и сесть с ними за стол переговоров. Наиболее вероятен вариант постепенной эскалации реальной искусственно созданной аварийной ситуации. При этом сначала будет создана угроза аварийной ситуации, а в дальнейшем ее искусственно переведут в реальную аварию с определенным выбросом радиоактивных веществ, который будет сопровождаться призывами немедленно прекратить боевые действия и начать работы по ликвидации аварийной ситуации. В случае недостижения цели будут проводиться действия, направленные на усугубление аварийной ситуации и повышение уровня угроз. Эскалация может продолжаться до достижения агрессором поставленной цели — путем ядерного шантажа заставить Украину и западных партнеров сесть с ним за стол переговоров". 

Такой вариант наиболее вероятен, но не неизбежен. Уже сегодня усилия нашей дипломатии сводят на нет циничные обвинения Украины со стороны РФ в угрозе ядерной катастрофы. Цивилизованный мир требует от России немедленно освободить захваченную атомную станцию, принимается решение об отправке на станцию мониторинговой миссии МАГАТЭ, усиленной военными экспертами. Вероятно, Россия, как всегда, будет препятствовать установлению международного контроля над ситуацией. Но мир однозначно дает понять агрессору, что вся ответственность за последствия возможной катастрофы ложится именно на него.

"Ключевым в этой ситуации остается вопрос, как мир может и готов ответить на терроризм агрессора. По моему мнению, до понимания Кремля доведены возможные последствия ядерного преступления. Не исключаю, что нейтрализация ПВО агрессора во время событий в Новофедоровке — один из таких сигналов", – заподозрил Савченко.

Читайте также: Украина проинформировала послов G7 о шагах, которые будут предприниматься в случае ухудшения ситуации на ЗАЭС

Больше статей Сергея Савченко читайте по ссылке.