Когда война закончилась, страна выглядела очень опустошенной. Практически все промышленные структуры были уничтожены авиаударами. Инфраструктура стала непригодна для использования. А большие города разбиты бомбардировками. Российские силы оккупировали восток, а миллионы людей сбежали от их жестокости. Однако, экономика Западной Германии восстановилась после 1945 года, что очень быстро стали называть Wirtschaftswunder – экономическим чудом.
В отличие от нацистской Германии, Украина – не агрессор. И у нее есть шансы стать победителем. Вместе с тем, восстановление страны будет монументальной задачей, пишет The Economist. Война, которую развязал Владимир Путин, отняла жизни тысяч ни в чем не повинных людей и еще миллионы заставила бежать. Жилые дома, больницы, мосты и порты превратились в руины. Поскольку конца войны пока не видно, можно ждать новых разрушений. Чиновники и экономисты оценивают нанесенный ущерб и, опираясь на опыт Германии и других стран, думают, как организовать дальнейшее восстановление.
Исследователи из Центра исследования экономической политики (CEPR) подсчитали, что общая стоимость восстановления Украины будет стоить в районе 220-540 миллиардов долларов. Приблизительно такую же цифру называло и украинское правительство. Способы организации реконструкции, а также реформы, сопровождающие этот процесс, будут не менее важны, чем бюджеты. Если все сделать правильно, можно превратить подавленную олигархами экономику в более открытую и динамичную.
Будет не просто исправить нанесенный войной ущерб украинской экономике. Венский институт экономических исследований (WIIW) подсчитал, что на пострадавшие регионы приходится 29% ВВП страны. Потребление электроэнергии сократилось на треть по сравнению с показателями за прошлый год. Согласно данным Нацбанка, 30% компаний по всей Украине полностью прекратили работу, а еще 45% – сократили объемы выпускаемой продукции. Мировой банк считает, что в 2022 году украинская экономика сократится на 45%.
Правительство пытается сократить ущерб, где только может. Помощь Западу на уровне 7 миллиардов долларов помогла сохранить на плаву государственные расходы. Фермеры получили 675 миллионов долларов для начала посевной кампании. Промышленность может подать заявку на пособие по перевозке производства внутри Украины. Россия заблокировала экспортные маршруты в Черном море. Поэтому Киев вместе с ЕС пытаются наладить торговлю через сушу. 80% украинского экспорта все еще могут покинуть страну.
Вместе с тем, цена восстановления разбитых войной регионов будет немалой. Впереди три главных задачи. Первое – расчистить пострадавшие территории от мин и взрывоопасных обломков. Масштабы заминирования пока не известны. Однако предыдущий опыт говорит, что работа будет достаточно дорогой. Еще до начала полномасштабного вторжения России Минобороны Украины подсчитал, что на разминирование Донбасса, куда российская армия принесла войну в 2014 году, понадобится 650 миллионов евро. А в Ираке длившийся десятилетие процесс ликвидации мин стоил около миллиарда долларов. Экономическая выгода разминирования может быть очень большой. Когда-то Мозамбик был усеян минными полями. После их ликвидации ВВП страны вырос на 20%.
Также дорого будет стоить обеспечение жильем и продовольствием. Учитывая, что Украина – продовольственный гигант, она сможет накормить своих граждан. Однако количество внутренних переселенцев будет расти. Киевская школа экономики подсчитала, что стоимость уничтоженного жилищного фонда составляет 29 миллиардов долларов. Но еще дороже обойдется восстановление инфраструктуры и промышленных объектов. Украинские эксперты подсчитали, что восстановление всего: от электростанций до заводов, мостов и дорог обойдется более чем в 50 миллиардов долларов. Но остановка производства, обслуживания и притока инвестиций приведет к тому, что даже уцелевшую инфраструктуру придется обновить. Исследование WIIW показало, что после вторжения в Донбасс в 2014 году такой упадок привел к потере около 60% связанной с войной инфраструктуры до конца 2019 года. Расчеты правительства Украины, которые свидетельствуют, что в этот раз на восстановление инфраструктуры и промышленности будет стоить 119 миллиардов долларов, не далеки от правды.
Для реконструкции потребуется план, финансы, а также четкий процесс распределения денег между проектами. Правительство Украины создало фонд восстановления. А министерства выдвигают предложения, которые нужно отстроить. Украинский Минфин теряет около 2 миллиардов долларов доходов ежемесячно. Так что потребуются дополнительные финансы. Процесс восстановления только увеличит нагрузку на бюджет. Правительство, которое уже в больших долгах, может оказаться в ситуации, когда оно не сможет брать ссуды. Поэтому понадобится комбинация по смягчению долговой погрузки и грантов.
Финансирование должно поступить от западных правительств, международных организаций и частных инвесторов. Предложение использовать замороженные российские активы тоже обсуждается. Но вряд ли это произойдет, разве что такой пункт появится в будущем мирном соглашении. Гранты, особенно от ЕС, – это не что-то новое. Польша, по количеству населения похожая на Украину, за 2014-2020 годы получила 106 миллиардов евро для финансирования аграрного сектора и инвестиций. Финансирование частного бизнеса может иметь форму субсидированных кредитов, например от ЕБРР. За последние годы банк инвестировал в Украину около 18 миллиардов долларов.
Следующий вопрос – распределение средств, что может оказаться непростой задачей для экономики, которая много лет была отравлена корыстными интересами. С 2014 года Украина сделала свои тендеры конкурентнее. Однако на этот раз контракты будут значительно больше. CEPR предлагает использовать рамочные соглашения – постоянные контракты с фирмами на поставку определенного продукта по фиксированной цене – и открытые контракты, даже без тендеров обеспечивающие прозрачность. Последний этап восстановления Украины предполагает, что экономике страны нужно помочь процветать в долгосрочной перспективе. В 2019 году ВВП на душу населения в стране был ниже, чем к моменту распада СССР. Это стало знаковой иллюстрацией долговременного отсутствия реформ. Многие из 1500 государственных предприятий были либо убыточны, либо не приносили значительных прибылей. Еще до начала полномасштабного вторжения МВФ призывал правительство усилить антикоррупционные законы и укрепить верховенство закона.
Украинская политическая поддержка сложных реформ и их проверка в послевоенном инвестиционном процессе будет важна для успеха восстановления. Было бы хорошо, если бы правительство расценило процесс как возможность сделать экономику более современной и конкурентоспособной (а промышленный сектор более «зеленым»). Опыт также свидетельствует, что успеху может помочь более тесная интеграция с Европой, как это произошло с Западной Германией много десятилетий назад. Быстрое развитие Польши тоже связано с интеграцией. За 15 лет после вступления в ЕС ВВП страны на душу населения увеличилось более чем на 80%.
Украина уже пытается строить более тесные связи с Западом. Украинский экспорт в ЕС вырос до 36% по состоянию на 2020 год. В это же время торговля с Россией сократилась с 18% до 5,5%. Один из способов поощрить реформы – это сделать их требованием для большей интеграции с европейским рынком и цепями обеспечения, например, через дорожную карту к членству в ЕС.
Впереди – нелегкий процесс. Реформирование институтов требует политической воли. Чем дольше будет продолжаться война, тем больший вред будет нанесен Украине и тем труднее будет процесс восстановления. Также ни одно финансирование никогда не уладит ужас войны. Однако, осторожная планировка может, по крайней мере, проложить путь к светлому и более богатому будущему.
Ранее Украина получила опросник для получения статуса кандидата члена Евросоюза. Документ передала лично после переговоров с Зеленским президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила, что речь идет об ускоренной процедуре, поскольку отношения Украины и ЕС настолько развиты, что Брюссель не нуждается в ответе.