UA / RU
Поддержать ZN.ua

Судья КСУ через ZN.UA обратился к украинцам и показал проект решения по толкованию земельных статей Конституции

Соответствующий документ КСУ принял за основу. Очевидно, он и станет решением по делу.

Конституционный суд 2 ноября в закрытом режиме рассмотрел депутатское представление о разъяснении нескольких статей 13 и 14 Конституции Украины, которые касаются земли. К ZN.UA обратился судья КСУ Сергей Сас с просьбой опубликовать его заявление и проект решения, принятый судом за основу в рамках дела о толковании статей Конституции. Редакция ZN.UA в значительной мере не разделяет политическую позицию судьи, однако мы не видим причин отказать докладчику в доведении его позиции, а также в возможности общественности ознакомиться с проектом, который судом принят за основу, и, очевидно, станет решением.

Так, по мнению судьи, причиной сложившейся ситуации вокруг КСУ, является не столько его решение относительно антикоррупционной реформы, а "желание дискредитировать Суд и заблокировать его работу". В обращении Сас заявил о том, что СМИ распространили позицию президента относительно этого решения еще до обнародования, а "пикетчики с шашками и файерами три часа отрабатывали под стенами суда свой заслуженный заработок в 100 гривен за час (прошу прощения перед теми, кто пришел на митинг по воле сердца)".

"Хотя, по моему убеждению, проблему, если она и возникла в связи с признанием неконституционными отдельных положений Закона Украины "О предотвращении коррупции" и статьи 366-1 Уголовного кодекса Украины, можно решить путем выполнения решения Конституционного Суда Украины, которое является обязательным и обжалованию не подлежит, в течение одного или максимум двух пленарных недель через внесение изменений в законы, как это сделал парламент после принятия судом решения по делу о незаконном обогащении", - заявил судья.

Сас отметил, что связывает последние события вокруг КСУ с решением, которое он подготовил по представлению о разъяснении земельных статей Конституции Украины. По словам судьи, "наблюдатели от власти в суде доложили по инстанциям, а там поняли, что принятие такого решения судом является реальной угрозой для так называемой земельной реформы". Однако, как утверждает Сас, официальное толкование указанных положений Конституции обеспечит возврат земельной реформы в конституционное русло и не позволит лишить украинцев "национального богатства, создания крупных землевладельцев и латифундий, а также не допустит лишения права собственности граждан Украины на землю".

"В течение последних трех месяцев началось беспрецедентное давление со стороны представителей Президента Украины и Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины "руками" НАПК, НАБУ, некоторых средств массовой информации на Суд в целом с целью его дискредитации, и отдельных судей, чтобы дестабилизировать работу суда, сделать его недееспособным, сделать невозможным принятие важных решений, в том числе, решение относительно официального толкования отдельных положений статей 13, 14 Конституции Украины", - заявил судья.

Сас заявил о том, что КСУ действовал как независимый орган и в пределах Конституции Украины несмотря на угрозы и давление со стороны представителей других ветвей власти. При этом судья назвал апогеем внесение президентом Зеленским законопроекта о восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству.

Так, в проекте решения суда говорится, что "закрепленные в преамбуле и статьях 1, 2, 5, части первой статьи 13, части первой статьи 14 Конституции Украины императивные положения нормативно выражают суверенную волю украинского народа на создание Украины как унитарного, суверенного и независимого, демократического, социального и правового государства, в котором земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы в пределах ее территории, природные ресурсы исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа были признаны объектами права собственности и основным национальным богатством Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, наделенного исключительным правом определять и изменять конституционный строй в Украине".

Также, в КСУ считают, что по содержанию первого предложения ч. 1 ст. 13 и первого предложения ч. 1 ст. 14 субъектом права собственности на землю является исключительно граждане Украины. То есть, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства законно, не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю. Тоже самое касаются и иностранных юрлиц, а также юридических лиц Украины, основанных иностранцами, другими государствами. Согласно проекту решения, международные организации также не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю.

"Как субъект права собственности на землю Украинский народ осуществляет распоряжение землей непосредственно через всеукраинский референдум в соответствии со статьей 73 Конституции Украины относительно изменения территории Украины. Других случаев непосредственного осуществления Украинским народом права собственности на землю через всеукраинский референдум в Конституции Украины не закреплено", - говорится в проекте решения.

При этом вопросы, охватываемых положениями статей 13, 14 Конституции, могут быть решены только путем внесения изменений в указанные положения Конституции Украины в порядке, определенном статьей 156 Основного Закона Украины.

Также КСУ считает, что право собственности украинского на землю является абсолютным, неизменным, постоянным и поэтому не может быть ограничено какими-либо законами Украины, действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В проекте решения указано, что согласно Конституции, Украинское государство обязано обеспечить каждому гражданину Украины возможность использования земли на праве собственности на принципах социальной справедливости, верховенства права, защиты прав собственности и хозяйствования, равенства субъектов права собственности перед законом.

При этом равенство перед законом означает, что в законах должны быть определены одинаковые основания, условия, способы и порядок приобретения и реализации права собственности на землю среди одноименных субъектов, которыми являются исключительно граждане Украины всех национальностей, "которые изъявляют желание и обладают правоспособностью и дееспособность самостоятельно использовать землю на праве собственности по ее функциональному назначению как главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах, для ведения фермерского хозяйства, другого сельскохозяйственного производства, личного крестьянского хозяйства, удовлетворения личных имущественных и неимущественных потребностей и охраняемых законом интересов".

В КСУ также считают, что государство и территориальные громады не могут выступать субъектами права собственности на земную поверхность суши с верхним плодородным слоем почвы как объект права собственности Украинского народа. Они обязаны только осуществлять права собственника на землю от имени граждан, регулировать переход права собственности с соблюдением принципа сочетания собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя в одном лице, а также обеспечивать охрану земли как объекта права собственности и основного национального богатства украинского народа в интересах нынешнего и будущих поколений.

Кроме того, в проекте решения указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны действовать в предусмотренных Конституцией и законами Украины пределах полномочий и способом, которые исключали любые возможности чрезмерной концентрации значительных площадей земли и создание латифундий на праве собственности на землю у одних граждан Украины по сравнению с другими.

"Предусмотрено в первом предложении части первой статьи 14 Конституции Украины понятие "земля" необходимо понимать в контексте нормы первого предложения части первой статьи 13 Конституции Украины как объект права собственности Украинского народа", - говорится в документе.

При этом правовая сущность закрепленных в этой норме Конституции Украины понятий "основное", "национальное", "богатство" заключается в том, земная поверхность в пределах украинских границ вместе с ее почвами, недрами, природными ландшафтами и ресурсами экологических систем суши, природными ресурсами ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны имеет для украинского народа исключительную и очень важную экономическую, социальную, экологическую, духовную, историческую ценность по сравнению с другими "богатствами, принадлежащими украинскому народу на праве собственности и подлежит распределению через общественные фонды потребления".

В то же время, согласно решению, одной из главных обязанностей государства перед Украинским народом является обеспечение повышения плодородия почв, рациональное использование, сохранение, воспроизведение и охрана природных свойств земли, ее недр, атмосферного воздуха, водных и других природных ресурсов в экологических системах земной поверхности суши и моря в пределах территории Украины.

"Закрепленное в части первой статьи 14 Конституции Украины словосочетание "находится под особой охраной государства" предусматривает, что государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления в определенных Конституцией Украины пределах должно обеспечить специальный правовой режим доступа к земле - объекта права собственности Украинского народа - и ее охрану и защиту как территориальной основы суверенитета Украины", - указано в проекте решения.

Читайте также: Венецианская комиссия предложила Украине помощь в выходе из спровоцированного КСУ кризиса

Напомним, в марте Верховная Рада приняла законопроект "Об обращении земли" . Согласно документу, рынок земли откроют с 1 июля 2021 года. С этого дня физические лица смогут продавать землю. При этом в одни руки можно будет купить не более 100 гекатар. С 2024 покупать землю смогут юридические лица. Максимальная концентрация в одной юрлица - 10 тысяч гектар. Иностранцы смогут покупать землю в том случае, если соответствующее решение украинцы примут на всеукраинском референдуме.

После принятия закона Конституционный суд получил два депутатских представления о соответствии Основному закону земельной реформы. Представители «Батькивщины» и «За будущее» оспаривают конституционность отдельных положений закона. В то же время подавляющее большинство депутатов от «Оппозиционной платформы-За жизнь» и некоторые бывшие и действующие «слуги народа» считают, что сам закон не соответствует Конституции Украины. Таким образом, включая представление о толковании статей Конституции, на рассмотрении в КСУ находятся три документа, касающиеся земельной реформы.

При этом, бывший народный депутат Сергей Лещенко отметил, что рассмотрение представления о конституционности закона о рынке земли, а также трактовка ст. 13 Конституции Украины, позволит отменить земельную реформу.

Мораторий на продажу земли действовал в Украине с 2001 года. Сначала его продлили до 2005 года - до того времени в Украине должны были разработать закон об обороте сельскохозяйственных земель и ввести рынок.