UA / RU
Поддержать ZN.ua

Степанов единолично и поспешно провел Zoom-собеседования с кандидататами в руководители Нацслужбы здоровья

Вопросы к кандидатам были чисто формальными.

Несмотря на то, что карантинные меры смягчают, и уже открываются даже фитнес-клубы, Минздрав вместо полноценной процедуры конкурсного отбора, для избрания председателя Национальной службы здоровья решил воспользоваться проведением собеседований через Zoom. Хотя СНБО и СБУ официальными письмами настоятельно рекомендовали государственным органам этим приложением не пользоваться.

Напомним: 20 мая, во время заседания Кабмина, министр здравоохранения сообщил о том, что после проведения собеседований с победителями конкурса на голову НСЗУ, который был проведен еще в январе, он принял распоряжение о необходимости назначения на вакантную должность председателя НСЗУ по результатам собеседований с кандидатами, путем заключения контракта о прохождении государственной службы, в соответствии с действующим законодательством. Сегодня, 2 июня, в течение дня глава Минздрава Максим Степанов должен был провести такие получасовые собеседования с 17 кандидатами.

О том, как они проходили рассказывает заместитель председателя НСЗУ Наталья Рябцева: "Было определенное нарушение порядка проведения собеседования. Даже в рамках упрощенного отбора. Само собеседование, со всеми поздравлениями, демонстрациями паспорта и т.д., продолжалась в пределах 20 минут. Было поставлено лишь пять вопросов. Если взять стандартные требования, по которым оценивается госслужащий категории "А", то эти вопросы однозначно не покрывали даже половины необходимых компетенций. Одинаковые для всех вопросы ориентировочно были такими:

  1. Какими были ваши неудачи на работе, и какие выводы вы из них сделали?
  2. В случае вашей победы, какими будут ваши три первые шаги на посту?
  3. Одной из задач НСЗУ является внесение на рассмотрение министру МЗ предложений по формированию политики в сфере держфингарантий. Что вы вкладываете в это понятие? Озвучьте одно-два предложения, которые вы бы внесли.
  4. Должен ли быть расчет тарифов прозрачным и как это обеспечить?
  5. По каким принципам, на основе чего и каким образом должны рассчитываться тарифы?

Все три вопроса, которые так или иначе касались законодательной базы, изложены в двух основных документах – Законе о государственных финансовых гарантиях и Положении о Национальной службе здоровья. Поэтому вряд ли, задав их, можно каким-то образом оценить профессиональные и управленческие компетенции человека. Тем более - за 20 минут.

Я уже имею опыт прохождения двух конкурсов на категорию "А" - на заместителя председателя НСЗУ и позже - на голову НСЗУ, и понимаю, что тогда отбор был гораздо жестче. Кандидатов проверяли качественнее - и на знание законодательства, английского языка и т.д. Проверяла комиссия, состоящая из нескольких человек, и на которую свободно могут прийти и общественные объединения, и журналисты. Ограничения в допуске, как в данном случае, не было.

Весьма странным является то, что в следующей, очень упрощенной процедуре, человек, который возглавляет министерство, которое формирует политику, единолично принимает решения относительно того, кто станет председателем НСЗУ – структуры, которая эту политику дальше реализует. Без предварительного просеивания кандидатов это имеет большой риск конфликта интересов.

Во время собеседования я попыталась задать министру вопрос, видит ли он необходимость менять приоритеты в Программе медицинских гарантий, и если да, то каким образом это должно происходить? Максим Степанов ответил, что это не является предметом нашего сегодняшнего разговора. И, если мне интересно, то далее, в рабочем режиме, мы сможем это обсудить.

Коллеги спрашивали о том, как им сообщат о принятом решении. Единственный ответ, который удалось понять, это то, что предложения министра относительно назначения будут объявлены на заседании Кабинета министров завтра, 3 июня.

Так выглядит, что до того кандидаты не будут знать о решении министра. Кстати, после проведения собеседований по результатам предыдущего конкурса кандидаты так же не получили ни одного сообщения о решении, а услышали его уже на заседании правительства.

На предварительное собеседование с министром департамент управления персоналом МИнздрава пригласил меня по телефону за три часа до его начала. В министерстве нас по очереди вызывали к министру на собеседование. Документы никто не проверял. Если Оксану Мовчан и Андрея Виленского министр видел раньше, то со мной встретился впервые. Поскольку я была в маске, то гипотетически вместо меня мог прийти кто угодно.

Вопросы, на мой взгляд, тоже были достаточно общие и несколько манипулятивные. Например: "Считаете ли вы, что Программу медицинских гарантий можно выполнить так, как это предусмотрено законом?". Когда ты начинаешь юридическую дискуссию о том, что не все нормы закона в принципе выполнены, в частности о 5% ВВП, тебя пытаются манипулятивно подвести к ответу: "так вы считаете, что нельзя выполнить, правильно?". И ты начинаешь придумывать, что же на это ответить, чтобы донести свою мысль. То есть вопросы предварительного собеседования тоже не касались проверки знаний и компетенций. Это был такой, я бы сказала, обмен мыслями: а что я думаю о такой возможности? Не считаю я, что здесь есть какие-то недостатки? Какую цель перед НСЗУ я вижу? Последнее, по моему мнению, - пожалуй, наиболее предметное вопрос, который стоит задавать руководителю организации.

Тогда мы заранее попросили видеозапись. Она происходила. Но записи, выложенные на Youtube, были очень плохого качества, и из разговоров вряд ли можно было сделать какие-то выводы.

В этот раз министр также обещает выложить записи всех собеседований в открытый доступ. НСЗУ, к которой с такой просьбой обратились некоторые кандидаты, проводила параллельную запись. Во-первых, это не запрещено. Во-вторых, есть опасения, что записи Минздрава снова могут быть ненадлежащего качества.

Я считаю, что подобный отбор вообще не является процедурой назначения руководителя такого уровня. Таких собеседований недостаточно, чтобы на их основании определить – может или нет человек возглавлять НСЗУ. На самом деле оптимальной ситуацией была бы отмена этой процедуры, причем не только для НСЗУ, но и в целом для органов госвласти. Возможно, министру никто не понравится, и он не выберет никого. Если все же будет попытка определить победителя, то участие в собеседованиях дает возможность оспаривать решения, исключительно с процедурной точки зрения. Если кандидатура все же будет избран, мы, как команда, готовы любому человеку предоставить возможность нормально работать. До той границы, пока это укладываться в принципы, которыми мы руководствуемся, в законодательство и в общую идею, которой мы хотим достичь. Если будет назначен человек, который вообще не поддерживает принципов Программы медицинских гарантий, которая будет нарушать процедуры, результатом чего станут определенные коррупционные моменты, как команда, мы однозначно поддерживать не будем. Скажем так: мы сделаем все от нас зависящее для того, чтобы не оставить систему здравоохранения без финансирования, а граждан -без возможности получить помощь до того момента, пока это будет возможно".

Читайте также: Степанов забраковал победителей конкурса на главу Нацслужбы здоровья: хочет назначить своего человека

Информацию относительно того, как проходила собеседование, подтвердила также директор Директората медицинских услуг Оксана Сухорукова. Проходить собеседование она ездила к НСЗУ, которая предоставила для этого технически оснащенную площадку. По дороге в Минздрав, застряв в автомобильных пробках, она начала получать звонки с вопросом, почему она находится не на рабочем месте? Несмотря на то, что вчера среди сотрудников аппарата Минздрава был выявлен случай заражения COVID-19, по словам Оксаны Сухоруковой, узнала она об этом из СМИ. И хотя на брифинге министр уверял, что всем сотрудникам будет проведено тестирование, к 16:00 ей об этом никто не сообщил.