Вражеская ракета 29 марта попала в здание Николаевской областной госадминистрации, вследствие чего погибло более 30 человек, еще более 30 получили ранения. В частности от ракетного удара погибли Анастасия Долгова и Надежда Торхова — работницы Хозяйственного суда Николаевской области, размещенного в здании ОГА. Еще одна сотрудница суда — 37-летняя Вера Панченко — потеряла ногу. Теперь ей нужны длительное лечение, реабилитация после ампутации и протезирование. Вера сама воспитывает и содержит 11-летнего сына, заботится о двух пожилых родителях и нуждается в материальной помощи для восстановления здоровья и возможности двигаться.
Веру Панченко удалось вывезти из Украины на лечение и протезирование, хотя пришлось приложить немало усилий. ZN.UA узнало историю Веры и рассказывает, как это произошло и как она чувствует себя сейчас.
После вражеского обстрела Веру с многочисленными осколочными ранениями головы, туловища, конечностей и кожи век доставили в городскую больницу скорой медпомощи Николаева. Там врачи стабилизировали состояние пациентки, но пришлось ампутировать ей ногу. Николаев находился под обстрелами, поэтому Веру решили эвакуировать в Одессу.
Сделать это удалось только 4 апреля, когда между городами восстановили автосообщение. Ранее вследствие вражеских обстрелов был разрушен мост на единственной дороге из Николаева в Одессу. Веру с мамой и сыном на реанимобиле вывезли в Одесскую областную клиническую больницу. На границе областей врачи Николаева передали пациентку одесской «скорой».
Как сообщила председатель Юго-западного апелляционного хозяйственного суда Наталия Богацкая, эвакуацией Веры Панченко в Одессу и ее медицинской опекой занималась директор Департамента здравоохранения Одесской областной государственной администрации Наталия Одарий.
Уже после эвакуации непосредственно с пациенткой работали руководитель центра «Патологии суставов и эндопротезирования» ООКБ Александр Поливода и Олег Гузенко. В Одесской больнице Вере Панченко сделали ряд операций по удалению осколков из тела. Врачи установили, что пациентке нужны еще операция культи правого бедра и протезирование. Наши врачи готовы были оперировать, но это означало бы, что Вера Панченко будет нетранспортабельной еще 3–4 недели.
Но в Одессе все чаще звучали взрывы. Эмоциональное состояние сына Веры Панченко, ее мамы и ее самой было очень нестабильное. Тогда же к доценту Института международных отношений и автору ZN.UA Сергею Козьякову в помощи Вере приобщился советник по вопросам верховенства права посольства Австрии в Белграде по странам Юго-Восточной Европы Георг Става. Он и взял на себя всю организаторскую работу по транспортировке пациентки в Австрию и ее лечению там.
Ему удалось скоординировать действия министерств Молдовы и Австрии, организовать транспортировку Веры и ее сына из Кишинева в Вену и включить сотрудницу разрушенного суда в программу помощи от Управления Верховного комиссара ООН. В Вену прилетела и мама Веры. Австрийская сторона взяла на себя все затраты за пределами Украины.
Наталья Богацкая смогла организовать транспорт, которым Веру можно было вывезти в Молдову. К процессу транспортировки приобщился Красный Крест.
Но по состоянию на 12 апреля Веру Панченко все еще нельзя было транспортировать дальше. Врачи считали, что есть высокий риск тромбоза. Транспортировку решили отложить на несколько дней. На тот момент клиника в Вене для неотложной помощи уже находилась в режиме ожидания пациентки из Украины. А у мамы и сына Веры были разрешения на въезд в страну. Сын смог пересечь границу «по гуманитарным соображениям», ведь у него еще не было паспорта. Их предварительно зарегистрировали в необходимых национальных системах, а сам переезд взяло на себя УВКБ ООН.
Веру перевезли из Одессы в Кишинев 19 апреля на автомобиле «скорой помощи». В Молдове ее ждали в одной из госбольниц, чтобы еще раз проверить транспортабельность и запустить так называемый европейский механизм MedEvac (медицинской эвакуации. — Ред.)
Молдовская сторона предоставила сыну и маме Веры жилье за собственные средства. Через день родные Веры вылетели в Вену в сопровождении представителя УВКБ ООН. Организацию самолета «скорой помощи» и носилок на частном рейсе для Веры взяло на себя австрийское МВД. Из венского аэропорта «Швехат» Веру передали в специализированный медицинский Центр AUVA Rehabilitationszentrum Meidling.
По словам Наталии Богацкой, к помощи Вере Панченко подключился и начальник отдела Генерального директората по правам человека и верховенства права Совета Европы Павел Пушкарь.
Сейчас Вера уже в Вене в специализированном медицинском Центре AUVA Rehabilitationszentrum Meidling. Пациентка чувствует себя хорошо, она уже осваивает учебный протез и учится заново ходить, впереди ее ждет протезирование.
По словам Богацкой, мама и сын Веры как минимум полгода будут в Вене рядом с ней в рамках программы помощи от Управления Верховного комиссара ООН под личным попечительством Георга Ставы.
Жизнь каждого человека важна. Благодарим всех, кто помог Вере и помогает тысячам других украинцев, пострадавшим от войны.