UA / RU
Поддержать ZN.ua

Севгиль Мусаева: "Наша гражданская позиция вошла в конфликт с профессией"

ZN.UA запустило видео - проект "ZN-Календар" о людях, которые живут для других.

Главный редактор "Украинской правды" Севгиль Мусаева стала участницей стипендиальной программы для журналистов фонда Nieman при Гарвардском университете. В интервью она рассказывает свою жизненную историю, а также откровенно называет болевые точки, на которые стоит обратить внимание украинским медиа, чтобы выйти из острого кризиса.

"Все прекрасно помнят 2004-й. Сначала СМИ задавили "темниками", а потом начался медовый месяц новой власти и медиа, - рассказывает Севгиль. - То же самое случилось с медиа и во время второго Майдана. Мы были слишком романтизированы процессами, происходящими в стране. Побеждали горячие сердца, а не холодные головы. Мы думали, что здесь и сейчас произойдут большие изменения. В результате наша гражданская позиция вошла в конфликт с нашей профессией. Ты гражданин или журналист? Нашим утвердительным гражданским ответом потом воспользовалось большое количество не очень хороших людей. А в тот момент, когда мы проснулись и начали выполнять свою работу, нас записали в предатели и враги".

"Безусловно, можно находить правильные слова в свое оправдание, - продолжает журналистка. - Оккупация Крыма, война… Вспоминая это время, чувствую, как по спине бегут мурашки. Отстраниться, встать над схваткой… Сложнейшая задача. В чем-то даже непосильная. Мы увлеклись патриотизмом. Я сейчас вспомнила своего руководителя в Оксфордском университете, с которым писала исследовательскую работу о доверии к медиа. Алан Расбриджер - бывший редактор The Guardian, получивший Пулитцеровскую премию за историю о Сноудене. Газета первой опубликовала документы спецагента ЦРУ. Был большой скандал, и Алана вызвали в британский Парламент с вопросом: зачем все это было нужно? Был и еще один вопрос от парламентария: можно ли после этого считать вас патриотом своей страны? Журналист ответил: "Безусловно. Потому что одна из ключевых ценностей британской демократии - свобода слова. И моя задача - эту ценность защищать".

"А мы очень хотели победы здесь и сейчас, и в какой-то момент утратили трезвость взгляда на происходящее, - добавляет Севгиль Мусаева. - Проблема была еще и в том, что мы оказались не подготовлены к освещению военных конфликтов. Этим в результате воспользовалась Россия, регулярно предпринимавшая фейковые атаки. Но я не люблю сослагательного наклонения и разговоров после "драки". Мы прошли путь, который, возможно, должны были пройти".

"Мы старались не говорить о людях, оставшихся по ту сторону фронта на Донбассе, - акцентирует внимание жуналистка. - Не говорили о мародерстве и насилии… Я хорошо помню, как зимой 2017-го "Украинская правда" дала материал международной правозащитной организации о случаях сексуального насилия в Донбассе. Я получила десятки писем и комментариев от граждан и упреки от коллег - дескать, сейчас не время об этом писать. Терпимость к иному мнению достигла критично низкой отметки".

"Мне вообще кажется, что украинская журналистика разделилась на время до публикации списков сайта "Миротворец" и после. После оккупированные территории и проживающие там люди оказались отрезанными как от украинских, так и от иностранных медиа. Мы стали работать в новостной повестке Генштаба, о чем я говорила в самом начале. Глубже почти никто не копал. Истину почти никто не искал. А потом читатель просто привык к войне", - заключила главный редактор "УП".

ZN.UA запустило видео-проект "ZN-Календар" о людях, которые живут и работают для других. Проект – это своеобразная попытка помочь обществу заглянуть в себя, разобраться в смыслах и ценностях, попробовать услышать себя и заново начать строить будущее. Проект развивается на двух языках – русском и украинском.

Полную видео-версию интервью смотрите здесь

Полную печатную версию интервью читайте здесь