Полномасштабное вторжение РФ кардинально изменило потребность в новостях среди украинцев. Те, кто раньше сознательно избегал любых новостей, с началом полномасштабной войны начали, наоборот, их отслеживать, говорится в результатах опроса, выполненного InMind по заказу международной организации Internews, реализующей «Медийную программу в Украине» при финансовой поддержке USAID
Исследование показало, что в этом году большинство украинцев узнавали новости из социальных сетей. 40% респондентов указали, что узнают новости с интернет-сайтов и телевидения. При этом 49% опрошенных для получения новостей используют разные виды медиа. Если же такой источник один, то это соцсети.
Потребители, сегодня смотрящие новости в интернете, а не по ТВ, составляют 59%. В целом в 2022 году показатель тех, кто ежедневно использует «всемирную паутину», достиг 85%.
Согласно опросу, основным устройством для получения информации является смартфон. Если говорить о телевизоре, то он в основном работает на фоне во время домашних дел. Для прочтения сайтов респонденты используют ноутбук. А вот радио как устройство для получения новостей опрошенные украинцы используют редко – в основном когда едут в авто или находятся на работе.
Источником новостей для большинства украинцев являются общенациональные медиа. Причем основным источником респонденты называют каналы в соцсетях, которые освещают всеукраинские новости, а также национальные интернет-сайты и национальное телевидение. Однако в случае с печатными изданиями, участники опроса предпочитают региональную печать национальной.
Если говорить о соцсетях, то Telegram в 2022 году стал основным среди них как для коммуникации, так и для потребления новостей. По мнению участников фокус-групп, основное преимущество мессенджера в оперативности. Опрос показал, что Telegram удовлетворяет сразу две функции – общение с близкими и получение информации. Указано, что в первые месяцы полномасштабной войны количество Telegram-каналов у респондентов было очень велико (до 10), сейчас они подписаны на 2-3 новостных канала.
В свою очередь Facebook сократил охват аудитории и потерял позиции в потреблении новостей. Его чаще используют для ознакомления с отношением к той или иной новости. Респонденты смотрят, насколько у новости резонанс в сообществе, а также какие комментарии она вызывает.
YouTube украинцы сегодня используют вместо телевидения и для поиска видео в подтверждение новости, вызвавшей заинтересованность, для просмотра блоггеров.
Viber стал мессенджером для общения. Instagram все чаще выходит из молодежной группы и звучит в возрастной группе 31-45. Респонденты отмечают, что он резко сменился с развлекательной социальной сети на новостную, а также стал местом выражения гражданской позиции.
Если говорить о Tik Tok, то респонденты о нем знают, соцсеть достаточно популярна среди молодежи. Эту соцсеть прежде всего используют для развлекательных целей. Блогеров украинцы чаще смотрят не для получения новостей, а скорее для формирования оценки относительно той или иной новости.
Групповые чаты также не столько используются для получения новостей, сколько для просмотра реакции социума на новости.
«Почти половина пользователей социальных сетей потребляет новости, размещающие их близкие и знакомые в групповых чатах. При этом только каждый третий лично делится новостным контентом со своим окружением в группах в социальных сетях», говорится в опросе.
Опрос проводился с 8 августа по 9 сентября 2022 года методом Face-to-face. Респондентами стали украинцы в возрасте от 18 до 65 лет, проживающие на всех подконтрольных украинскому правительству территориях Украины. Общая выборка 2022 = 3250 интервью (из которых по примерно 300 интервью в 8 областях: Киевская (включая г. Киев), Винницкая, Днепропетровская, Львовская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская). Репрезентативная часть 2022=1456 интервью. Ошибка выборки с вероятностью 0,95 не превышает 2,5%.