UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия уже создала условия для блокады морских портов Украины – эксперт

Для России, манипулирующей международным правом, найти повод ограничить коммерческое судоходство — не проблема

Президент России Владимир Путин на совещаниях обсуждает способы, как экономически добить Украину. Обсуждалось как ударить по бюджету Украины и экономике в районах с сильными пророссийскими настроениями. Как констатировал в комментарии ZN.UA эксперт Центра оборонных стратегий, бывший замначальника штаба ВМС Украины Андрей Рыженко, Россия уже создала условия для установления экономической блокады украинских портов.

Обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье пишет, после оккупации Россией Крыма и прилегающих к нему территориальных вод для беспрепятственного гражданского судоходства в украинские порты на черноморском побережье осталась лишь 27-мильная морская полоса между островом Змеиный и самоподъемной буровой установкой «Таврида», захваченной россиянами в 2014 году. 

Эта полоса контролируется специально развернутыми российскими военными подразделениями с соответствующим вооружением и средствами наблюдения, напоминает Кравченко.

«В этих условиях блокадные действия РФ в указанном районе не требуют значительного наращивания сил. Для контроля достаточно двух кораблей. Для блокады понадобится чуть больше. Но угроза может быть реализована в любое удобное для Кремля время. И блокада будет иметь серьезные последствия для внешней торговли Украины и ее экономики. При этом во время блокадных действий могут использоваться скрытые методы вооруженной борьбы. В частности, применение мин и подводных диверсионных сил и средств», — отметил Андрей Рыженко.

Россияне могут формально даже не нарушить международное морское право, продолжает обозреватель, закрывая для судоходства участок международных вод. Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS) в главе 5 определяет ситуации, при которых можно ограничить проход кораблей. Например, в случае повреждения огней, туманных сигналов и буев, обеспечивающих плавание по основным судоходным путям; дрейфующих мин; проведения военно-морских учений или подводных работ; установки морских сооружений на судоходных путях или вблизи них и т.д.

“В общем, для России, манипулирующей международным правом, найти повод ограничить коммерческое судоходство — не проблема. При этом не существует временных ограничений на запрет прохождения судов. Это может быть день, неделя, месяц, полгода, год…”, - пишет Кравченко.

Маршрут, пролегающий через 27-мильную зону между островом Змеиный и платформой «Таврида», не единственный путь в украинские морские порты. Но этот коридор — рекомендованный Международной морской организацией (IMO) для международного судоходства. 

“И хотя корабли могут проложить маршрут западнее острова Змеиный, однако он будет более дорогостоящим и опасным для судоходства из-за относительно небольших глубин в этой части Черного моря. Да и захотят ли судовладельцы отправлять свои корабли в наши порты в случае усиления угрозы дестабилизации в регионе?”, - отмечает обозреватель.

Подробнее об этом совещании Путина, читайте  в статье Владимира Кравченко “Не войной, так блокадой?”.