UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рекламу колл-центра с надписью "Будет только хуже" убрали в Киеве: психолог объяснил, почему она вредна

Украинцев возмутила эта социальная реклама.

На улицах Киева несколько дней назад была размещена социальная реклама горячей линии психологической помощи "Фонд Янины Соколовой". На биллбордах указаны фразы: "Жизнь не имеет смысла", "Будет только хуже", "Из депрессии не выйти".

координатор коммуникаций IZONE Media Мария Кравченко / Facebook

Внизу рекламы мелким шрифтом указан номер горячей линии. В соцсетях пользователи подвергли критике наружную рекламу с таким содержанием. Граждане считают, что эти фразы будут иметь обратный эффект для людей, которые находятся в состоянии депрессии.

координатор коммуникаций IZONE Media Мария Кравченко / Facebook

Читайте также: Психологическая поддержка: где ее могут получить ветераны

Основатель фонда Янина Соколова отреагировала на волну возмущения и критику этой рекламы и сообщила, что несет персональную ответственность за концепцию рекламной кампании. Она принесла извинения всем, "у кого идея вызвала обратную от желаемого реакцию".

Читайте также: Психологическая поддержка: бесплатные сервисы для поддержки ментального здоровья

По ее словам, наружная реклама должна побуждать граждан обращаться за психологической помощью, а с указанными на ней фразами чаще всего обращаются украинцы на линию психологической помощи "Варто жити".

"Расчет был на то, что человек, который прочтет на борде свои же мысли синхронизирует их с собой и увидит что: выход есть, как написано ниже на борде, позвонит по телефону 5522 и получит помощь. Впрочем, мы ошиблись. У людей, которые сейчас находятся в кризисных состояниях, это вызвало возмущение. Как будто мы побуждаем людей зацементировать свои мысли", - рассказала Соколова.

Она подчеркнула, что билборды уже сняты и будут заменены другими, на основе предложений самих украинцев.

Читайте также: Психологическая и психиатрическая помощь: к какому специалисту обращаться в разных случаях

Координатор коммуникаций IZONE Media Мария Кравченко отметила, что эти лозунги не побуждают людей, имеющих психологические проблемы, обращаться на горячую линию, а наоборот — отталкивают.

"Самая важная информация на этих плакатах настолько второстепенна, что становится незаметной. Особенно проезжая мимо, люди обращают внимание на яркий визуал и цепляющие фразы. Но отнюдь не на контакт горячей линии... Мы должны понимать, что общество устало и истощено. И в большинстве такая реклама запомнится, но может сработать в обратном направлении", - отмечает Кравченко.

Психолог Дарья Савченко в комментарии "УП. Жизнь" объяснила, в чем опасность таких резких выражений на наружной рекламе.

"Человек с депрессией имеет, в частности, когнитивные искажения, которые примерно так и звучат: "Из депрессии не выйти"/"Будет хуже" и т. д. Такие месседжи в рекламе лишь подкрепляют эти мысли. К тому же люди с депрессией могут иметь сложности с концентрацией внимания, поэтому текст мелким шрифтом и номер телефона могут проигнорировать. Что будет дальше с этим человеком, я даже не хочу представлять", - рассказал психолог.

Она рекомендует проверять рекламу на чувствительные темы нескольким фокус-группам.

"Если цель – обратить внимание на горячую линию, номер телефона не должен бы теряться по словам, отражающим тревожные мнения потенциальных клиентов психологической службы. Это можно было бы визуализировать как диалог в мессенджере или просто добавив в конце вопросительный знак, чтобы это не звучало, как утверждение", - добавляет Савченко.

Медицинская журналистка Дарья Даниленко заявила, что "в случае, если эти месседжи попадут целевой аудитории, то ее действия будут прямо противоположны тому, что написано маленькими буквами".

Похожее мнение выразила и редактор общественной организации INSCIENCE Наталья Бушковская: "Мало людей в депрессии будут читать то, что написано маленькими буквами и будут рассматривать плакат внимательно и набирать эти номера".

Читайте также: Бесплатная психологическая помощь: где найти специалиста

Писательница и основательница волонтерской инициативы "Как не стать овощем" Оксана Мороз убеждена, что трансляция мнений целевой аудитории в лозунгах хорошая практика, но она плохая для кампании с горячей линией психологической помощи во время войны.

"Ибо мелкий шрифт не прочтут, а вот большой — так. А он подталкивает к тому, чего хотели предотвратить", - написала Мороз.